Вавилон Неолита

В конце 1958 года в Южной Анатолии британский археолог Джеймс Мелларт приступил к раскопкам холма Чатал-Хююк. Вскоре он обнаружил, что холм скрывает остатки древнего городского поселения.

Но до этого считалось, что древнейшие города возникли лишь в Месопотамии и на Ближнем Востоке. Находка переворачивала все существующие представления…

Археолог Мелларт продолжил раскопки. И докопался до сенсации: город, один из древнейших в истории человечества, да ещё необъятных размеров, располагался в центре Турции.

Это поразительное открытие изменило наши знания о самых ранних цивилизациях.

Без окон и дверей

Прежде, до открытия Мелларта, считалось, что города как места компактного проживания большого количества людей появились на тысячелетия позже. Самые же ранние найденные культурные слои Чатал-Хююка относятся к началу VII, а по другим данным — даже к середине VIII тысячелетия до н.э., то есть к эпохе неолита, времени, когда человек только стал выходить из первобытного состояния.

Раскопки Мелларта дали богатейшую коллекцию артефактов. Чатал-Хююк оказался самым крупным неолитическим поселением из всех известных. Мощность его культурного слоя огромна, достигает 18-20 метров, а занимаемая им площадь равна 13 гектарам, из которых по сей день не раскопана и треть. Дома в Чатал-Хююке были расположены на искусственных террасах на склоне холма и обнесены стеной с одними-единственными воротами. В поселении не было ни улиц, ни переулков. Люди — а их численность составляла от 6 до 8 тысяч человек — жили в глинобитных одноэтажных строениях, сложенных из больших прямоугольных сырцовых кирпичей, с плоскими крышами, лепившихся друг к другу, как ячейки в пчелином улье, образуя неоднородный по плотности массив.

Житель Чатал-Хююка мог добраться до своего жилища, ступая по крышам, причём все дома были разной высоты. В свой дом он мог попасть только с крыши через отверстие, спустившись по деревянной лестнице, так как наружных дверей не было. Каждый строитель нового дома всегда возводил четыре новые стены, даже если строил впритык к уже существующему зданию.

А вы знали об этом?  История Жанны д'Арк: новая версия

Все постройки имели стандартные размеры — приблизительно 6 метров в длину и 4,5 метра в ширину. Каждая «квартира» насчитывала 3-4 комнаты, очаги и духовки, из помещения в помещение вели обычные дверные проёмы с высоким порожком. Полы и стены тщательно заглаживались, покрывались ровной известковой обмазкой и окрашивались в оранжево-розовый цвет. К стенам комнат примыкали широкие, поднятые над полом платформы вроде скамеек. Эти сооружения использовались… как гробницы для захоронений членов семьи, а также в качестве сидений и кроватей. На полу лежали циновки из соломы.

100 тысяч «почему»

Помимо вышеизложенных странностей быта древних обитателей Чатал-Хююка, удивительно ещё и то, что свой город они построили в болотистой местности, в ежегодно затопляемой пойме реки, вокруг которой расстилалось пустынное пространство. Многое говорит о том, что население ещё не постигло смысла коллективного проживания. Непонятно, почему люди решили жить так тесно? Почему скопились тысячами в одном месте, если они имели возможность свободно распределяться по незанятой территории и вести прежний образ жизни, занимаясь охотой и собирательством? Можно добавить ещё много вопросов — например, как решались санитарные проблемы?

Конечно, жители Чатал-Хююка заботились о своих жилищах. Они поддерживали в них чистоту и порядок, проветривали и ежегодно обновляли штукатурку на стенах, заботились об удалении мусора. Для свалок использовались удалённые внутренние дворы, мусор засыпали сверху древесной золой, чтобы остановить запах и отогнать крыс. Однако убедительных данных пока нет. Пожалуй, только на вопрос, как выглядела повседневная жизнь людей в Чатал-Хююке, отчасти можно ответить.

Во время раскопок Джеймс Мелларт нашёл ряд фресок, украшавших стены домов-святилищ. На одной из них изображены хищные птицы, клюющие человеческие тела. Археолог полагает, что эти картины рассказывают нам о том, как древние люди обходились с мёртвыми телами. Они помещали их на высокие платформы, которые располагались вне доступа животных, но легко посещались птицами и насекомыми. После того как все мясо было ими склевано и очищено, скелет уносили и, завернув в циновки или ткани, хоронили под одной из платформ в семейном доме или в святилище. В женские захоронения помещали ожерелья, браслеты, ложки, в мужские — оружие: ножи, луки и стрелы.

А вы знали об этом?  История почтовой марки

Обитатели Чатал-Хююка были умелыми ткачами — они умели изготавливать мягкие полосатые ткани, плели прочные корзинки и циновки из тростника, вырезали из дерева тарелки, чашки, ложки, искусно вытачивали бусы из бирюзы, сердолика, халцедона, яшмы, причём высверливали в них тончайшие отверстия! Орудия труда и оружие изготовляли преимущественно из обсидиана, а техника исполнения демонстрирует весьма высокий уровень обработки камня. Найдены также разнообразные сосуды из камня — мрамора, диорита, алебастра. Жизнь в Чатал-Хююке продолжалась необычайно долго — непрерывно более тысячи лет. Когда дома ветшали, их разрушали и возводили новые постройки. Кроме того, Чатал-Хююк страдал от пожаров, после которых также приходилось строиться заново. Археологи насчитали здесь 12 только главных градостроительных периодов.

Поклонялись богине плодородия

Длительная осёдлость, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что основным источником существования населения Чатал-Хююка могло быть только земледелие в сочетании со скотоводством. По выражению самого Джеймса Мелларта, «культура Чатал-Хююка является материализованным воплощением всех достижений неолитической революции», то есть периода, когда на смену первобытному образу жизни, связанному с охотой и собирательством, пришли прогрессивные виды деятельности — обработка земли и разведение домашнего скота.

Раскопки подтвердили: жители Чатал-Хююка, помимо содержания овец, коз и свиней, занимались земледелием. Они знали уже 14 видов культурных растений: сеяли три вида пшеницы, несколько видов ячменя, горох, чечевицу и виноград. Найдены даже семена декоративных комнатных растений, украшавших древние жилища. Но вот что интересно. Поля городских жителей находились в нескольких милях от их домов, так как земля вокруг поселения была малопригодна для земледелия и пастбищ, и на ней ничего практически не росло. Напомним, что она была заболоченной. Не было поблизости и древесины для топлива и строительства. Следовательно, чтобы работать в поле и добывать лес, людям приходилось ежедневно уходить далеко от своих очагов.

А вы знали об этом?  Орден Хризантемы

Жителей Чатал-Хююка отличало развитое религиозное сознание. Около 20 построек, более крупных по размерам, группировались вместе, в окружении плотного кольца жилого массива. Мелларт предположил, что здесь находился храмовый центр поселения. Стены капищ украшали фрески и рельефы, самые древние из известных. Рельефы лепили из сырой глины и раскрашивали минеральными красками. Одна из картин — сцена охоты: высокие, стройные люди с луками в руках преследуют леопарда. Живопись, скульптура и лепка передают, главным образом, изображения быка, леопарда и обнажённой, очень толстой женщины. Похоже, что эти «иконы» обожествлялись.

Культ богини плодородия зародился 25 тысяч лет назад в Центральной Азии. В Чатал-Хююке он нашёл своих верных поклонников. В местных «храмах» богиня-мать часто изображена во время родов в окружении животных.

Открытие Чатал-Хююка показало, что первые раннеземледельческие культуры возникли не только в Египте и на Ближнем Востоке, где появились древнейшие городища Иерихон и Айн-Маллаха (в Израиле), Абу-Хурейра в Сирии, но и одновременно с ними в Малой Азии. К концу VIII — началу VII тысячелетия до н.э. Относится поселение Хаджилар (юго-запад Турции). Здесь также раскопаны глинобитные дома, найдены глиняные фигурки животных. Все они, возможно, старше, но Чатал-Хююк оказался самым удивительным из них. После запустения Чатал-Хююка города в Малой Азии появились лишь в IV-III тысячелетиях до н.э.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *