Тимуровские организации. Войны подпольных пионеров

Гель 3 Сустав 3 Гель 4 Сустав 4

Версия, которую мы сейчас рассмотрим, может показаться неправдоподобной. Оговоримся сразу — известный детский писатель Аркадий Гайдар, конечно же, не готовил будущих малолетних диверсантов. Однако если внимательно питать повесть «Тимур и его команда», невольно возникает ощущение, что перед тобой… инструкция для юных подпольщиков. Не верите? Напрасно!

Необходимые атрибуты

Давайте вспомним: в этом известном детском произведении речь идет о тайной организации пионеров дачного поселка. Для чего же создавалась эта структура? Оказывается, для помощи одиноким пожилым людям и членам семей военнослужащих Красной армии. Но это была, так сказать, одна часть работы тимуровцев. Другая же заключалась в противостоянии «противнику» — хулиганской группировке Мишки Квакина.

Тимуровские организации. Войны подпольных пионеров

Помимо тщательно охраняемой (даже от родных и близких) секретности этой деятельности, команда Тимура располагала многими необходимыми атрибутами подпольной организации. Во-первых, имела свой штаб, где готовились и разрабатывались все операции тимуровцев, которые делились на пятерки, каждая со своим руководителем. Во-вторых, у них была потайная связь — звуковая и флажковая, да еще и с кодированными сигналами, значение которых понимали только члены организации. И, в-третьих, все участники организации постоянно наблюдали за тем, что происходит в дач-ном поселке, а потом докладывали об увиденном своему командиру.

Во время сборов ребят в штабе выставлялся часовой, следивший за окружающей обстановкой. При необходимости тимуровцы могли действовать не только днем, но и ночью, для чего у них имелись электрические фонари. Все это очень пригодилось при обезвреживании банды Квакина, в ходе которого применялись и другие военные хитрости — дезинформация, разведка места действия дачных воришек и их окружение в чужом саду.

Напрашивается вывод: организация команды Тимура была слишком серьезной для обычной ребячьей компании.

Что, зачем и почему

Для чего детский писатель Гайдар ввел в свое повествование так много взрослых элементов подпольной работы? Только лишь затем, чтобы придать обычной общественной работе пионеров некий ореол таинственности? Но для чего было огород городить, если юным ленинцам и так предписывалось уважать старших, помогая им и в строительстве коммунизма, и в повседневных делах? А таинственность самодеятельной организации, между прочим, могла стать предметом пристального внимания соответствующих органов. Напомним, что события повести происходят в 1939 году, в период советско-японского военного конфликта на реке Халхин-Гол в Монголии.

А вы знали об этом?  Римская весталка - избранная дочь

Тимуровские организации. Войны подпольных пионеров

Гайдар, конечно, проводит в своем произведении определенную воспитательную работу — мол, детям убегать на фронт нельзя, так как: «Оттуда нашего брата — в шею!» И более того, автор предоставляет ребятам фронт работ в тылу. В случае большой войны — это помощь старшим и всем нуждающимся, противодействие антисоветским и криминальным элементам… Но тимуровцы по сути дублировали обязанности пионеров, это вносило в ряды массовой детской организации некое расслоение, что вполне могло в то время рассматриваться как «уклонизм» и вызвать неудовольствие властей. И все же автор на это пошел.

Почему он это сделал? Может быть, Гайдар видел крайнюю заорганизованность и излишнюю политизированность Всесоюзной пионерской организации и с помощью тимуровского движения хотел придать ей некое «второе дыхание»? Кстати, отчасти у него это получилось. Или бывший командир частей по подавлению повстанческих выступлений на Тамбовщине и Хакасии Аркадий Гайдар слишком хорошо понимал, какую силу представляет хорошо законспирированное и организованное подполье?

Ущерб врагу

Знал, какой ущерб оно может нанести противнику? Он, как и многие советские люди, тогда, в конце 1930-х годов, не мог не понимать, что рано или поздно СССР будет вынужден воевать с нацисткой Германией. Начавшаяся Вторая мировая война показала мощь военной машины вермахта, которая разгромила польскую и французскую армии и нанесла чувствительные поражения англичанам.

Тимуровские организации. Войны подпольных пионеров

В прошлом военный человек, Аркадий Петрович не мог не допускать мысли, что при нападении Германии на СССР часть нашей территории окажется в руках врага, и там наверняка развернется подпольная работа. В нее непременно будут вовлечены и пионеры — так их тогда воспитывали, да и сам он в своих книгах призывал ребят любить и защищать свою Родину. Но чтобы юные подпольщики с первых дней не оказались в папах врага, им следовало — пусть в литературной форме — дать хоть какие-то понятия о конспирации и видах возможной деятельности.

А вы знали об этом?  Для чего большевики вскрыли гробницы Гоголя и Темерлана

Меры конспирации мы уже упоминали выше, и они не были напрасными. Как показала война, в стране было достаточно людей, недовольных Советской властью и готовых служить врагам. Отсюда один из важных моментов сюжета — не доверять всем взрослым подряд, доверяли только самым надежным, и то лишь, в крайнем случае.

Тимуровцы, как мы помним, владели и приемами подпольной работы: и разведка, и распространение листовок (пример — плакат тимуровцев на будке с запертыми в нее хулиганами Квакина), и посильная поддержка населения, и возможное противодействие антисоветским элементам.

Тимуровцы в тылу: своем и вражеском

С одной задачей, поставленной в книге Гайдара, реальные тимуровцы в годы Великой Отечественной войны действительно справились в полной мере. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Красной армии, детскими домами и детсадами, работали в промышленности и сельском хозяйстве. А еще подростки собирали лекарственные травы и металлолом, отправляли посылки на фронт, зарабатывали и перечисляли деньги в Фонд обороны для создания военной техники. Словом, тимуровцы вместе со всеми пионерами работали на Победу. И, возможно, не в последнюю очередь повлиял на них пример отважного Тимура и его команды.

Тимуровские организации. Войны подпольных пионеров

Конечно, мы не найдем нигде упоминаний о том, что пионеры, оказавшиеся на оккупированной территории, использовали книгу Гайдара как пособие для подпольной деятельности. Но, думается, для тех, кто решил уйти в подполье, знания, почерпнутые из повести, оказались полезными.

Среди подпольщиков е годы Великой Отечественной войны было немало пионеров. К сожалению, история сохранила в основном имена тех, кто погиб геройской смертью. В их числе Маркс Кротов, Альберт Купша и Николай Рыжов из Ленинградской области, Виктор Коробков из Крыма, Виктор Хоменко и Александр Кобер из Николаева, Люд-мила Герасименко из Минска и другие. На всю страну стали известными имена пионеров-подпольщиков Лени Голикова и Зины Портновой, которые были удостоены звания Героя Советского Союза посмертно. Еще больше юных ленинцев было в рядах партизан…

А вы знали об этом?  У селедки под шубой революционный настрой

Рядом со взрослыми, день за днем, невзирая на трудности и лишения, не щадя собственной жизни, все они приближали нашу общую Победу над врагом.

Этично, неэтично…

Думается, Гайдар старался не акцентировать внимание на том, чему между строк учило его произведение. В конце концов, он, как никто другой, понимал, что у войны не только не женское лицо, но еще и не детское. Он сам воевал с четырнадцати лет в Гражданскую, много чего повидал. был ранен, получил ряд болезней. Вряд пи писатель хотел подобного для своих юных читателей. И его книга — это всего лишь попытка дать им знания, которые могли пригодиться тем, кого настигла война.

Тимуровские организации. Войны подпольных пионеров

А если кто-то из наших современников вздумает кинуть камень в писателя — якобы Гайдар готовил детей в. подпольщики и чуть пи не призывал их к участию в сопротивлении, то можно возразить, вспомнив более подходящие к случаю примеры. Гитлер, отправлявший подростков из гитлерюгенда на передовую; кампучийский диктатор Пол Пот с его малолетними «красными кхмерами», вырезавшими собственную интеллигенцию. Недалеко от них ушли деятели террористической группировки ИГИЛ, заставляющие детей, «будущих воинов джихада», убивать пленных. Всех их объединяет одно: отправляя ребят на смерть, они сами старались, спрятавшись за детскими спинами, остаться в безопасности.

Гайдар же, повторимся, в своих книгах не призывал детей воевать. Он сам, когда стало нужно, отправился на войну и принял геройскую смерть с оружием в руках, спасая своих товарищей.

Гель 1 Сустав 1 Гель 2 Сустав 2

Для тех кто хочет знать больше!

Подписка на новые, интересные статьи этого сайта.