Фаворитки Луны — женщины ставшие самураями

Фаворитки Луны — женщины ставшие самураями

 

Фаворитки Луны… Так называл женщин-самураев японский писатель и философ Юкио Мисима. Он имел в виду, что даже в ночное время женщины-воины, обладавшие кошачьим зрением, могли прекрасно сражаться и побеждать мужчин.

«Путь лука и скакуна»

Первых женщин-самураев японцы называли оннабугэйся, что в переводе означает «человек боевых искусств». В Средние века не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола могли научиться владеть оружием. В стране действовали многочисленные школы, где опытные наставники обучали желающих (вне зависимости от пола) секретам боевого мастерства. Это привело к тому, что многие японки ни в чём не уступали мужчинам-самураям и могли на равных сразиться с ними, например, на мечах.

Таких женщин уважали в японском обществе и не удивлялись, если оннабугэйся брала в руки оружие и вставала на защиту интересов своей семьи. Если кто-то наносил оскорбление семейству, женщина могла вполне стать мстительницей и жестоко покарать наглеца. Если в самурайской среде решено было воспитать девушку-воина, ей не делали никаких скидок.

Чтобы достичь высокого мастерства в боевых поединках, японки, причисленные к самурайскому сословию, проводили долгие часы в тренировках, доводя владение различными видами оружия до совершенства. Кроме того, они уделяли огромное внимание развитию координации, быстроты реакции, силы, ловкости.

Вполне естественно, что воительницы владели техникой восточных единоборств и при необходимости без колебаний пускали в ход своё умение.

Занимались и духовным воспитанием: девочек знакомили с поэзией, учили рисованию, игре на музыкальных инструментах, искусству каллиграфии. В воспитательных целях им рассказывали о подвигах знаменитых военачальников и великих самураев. Онна-бугэйся штудировали кодекс чести самурая «Путь лука и скакуна» и учились не бояться смерти. Девизом женщины-воительницы была фраза: «Не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость, позор и унижение!».

Женщины зачастую одерживали победы над мужчинами. Феодалы с удовольствием брали их на службу. Дав клятву верности хозяину, женщины-самураи были ему преданы до конца.

Клятва верности

Японские летописи сохранили сведения о женщинах-самураях. Одной из самых известных была некая Хангаку Годзэн. Она жила в конце эпохи Хэйан (794-1185 гг.). Эта бесстрашная женщина, профессионально владевшая всеми видами оружия, участвовала в сражении с десятитысячной армией клана Ходзе, воевавшей на стороне крупного феодала Минамото. Под началом Хангаку находились три тысячи воинов. Женщина сражалась яростно, убив десятки врагов, но, в конце концов, получила тяжёлое ранение и потеряла сознание. Жестокая битва была проиграна, но Хангаку нашли родственники, вынесли с поля боя, выходили и поставили на ноги. Спустя год она вышла замуж, родила ребёнка и стала прекрасной домохозяйкой.

А вы знали об этом?  Нелегкий труд аблакатов, борзописцев и крючкотворов

Другая воительница, по имени Мидори Сато служила крупному землевладельцу в XIII веке. Он доверил ей руководить войском в пять тысяч солдат. Мидори пользовалась непререкаемым авторитетом. Она уделяла много времени повышению воинского мастерства своих подопечных, навела в подчинённых ей подразделениях железную дисциплину и выиграла немало сражений.

Её не раз пытались перекупить другие феодалы. Они предлагали ей лучшие условия, чем предоставлял её господин, но на все заманчивые предложения Мидори отвечала отказом.

— Я дала клятву верности своему сегуну и не нарушу её! — говорила Мидори своим искусителям.

Ещё одной женщиной-воительницей была Ходзё Масако, жившая в XII веке. После смерти своего повелителя — сёгуна Минамото эта смелая дама фактически взяла на себя управление принадлежавшими ему землями и войском. Все попытки других сёгунов захватить земли почившего Минамото Ходзё отбивала, встав во главе своих солдат. На поле боя она проявляла чудеса храбрости и ловкости, разя врагов копьём и мечом.

Хочу такую жену!

Большим уважением в японском обществе пользовались букэ-но-онна. Эти женщины не участвовали в битвах, но умели фехтовать и владели навыками рукопашного боя. Свои умения они использовали при защите семьи. И в то же время во всём подчинялись мужу, уделяли много времени воспитанию детей и приготовлению пищи. Таких дам ценили не только за силу, за верность семейным ценностям, но и за артистический талант. Они могли развлечь детей и супруга исполнением песенки под собственный аккомпанемент на каком-либо музыкальном инструменте. Поэтому в мужских холостяцких компаниях самым популярным был такой тост:

— Выпьем за то, чтобы найти жену верную, добрую, смелую — настоящую букэноонна!

Основным оружием японских воительниц был длинный меч нагината. Мастерское владение этим грозным оружием позволяло им разить врагов в кровопролитных битвах. В ближнем бою применялся короткий меч танто.

А вы знали об этом?  Тяжело жилось первым советским миллионерам

Долгими часами букэноонна тренировалась в метании танто. В её арсенале также имелось длинное копьё. Дамы могли метать его, поражая врагов на расстоянии сорока метров. Особой популярностью пользовался и остро заточенный топорик, который метали во врага с поразительной точностью. Кроме того, они прекрасно стреляли из лука.

В повседневной жизни эти завидные жены не расставались с острым стальным кинжалом, который носили в широком рукаве кимоно или за поясом и, если того требовали обстоятельства, мгновенно пускали его в ход. В бою дамы-воительницы пользовались нунчаками, цепями и верёвками, которые накидывали на шею врага и душили его.

 

Ритуальный кинжал

Свои боевые навыки женщины использовали для защиты дома, детей и спутника жизни. Естественно, что в таких семьях жена становилась непререкаемым авторитетом. Она принимала все ответственные решения, распределяла бюджет. Мужу отводилась роль подчинённого, которую он исполнял безропотно, трепеща перед своей воинственной «половинкой». За малейшую провинность японка могла наказать супруга — например отхлестать его плёткой.

Чтобы продемонстрировать свои умения, воительницы Средних веков устраивали соревнования по метанию копий, ножей, топоров. Такие мероприятия собирали тысячи зрителей и пользовались огромной популярностью. Победительниц все уважали, их подвиги воспевали поэты, а художники писали портреты.

По кодексу самураев-мужчин в том случае, если была запятнана его честь или ему был вынесен приговор, он совершал ритуальное самоубийство — харакири, вспарывая живот специальным ритуальным кинжалом кусунгобу. Считалось, что таким актом самураи демонстрируют своё мужество перед лицом смерти и чистоту помыслов перед богами и людьми.

Историки полагают, что харакири приобрело популярность в самурайской среде в связи с тем, что этот акт навязывался догматами буддизма, проповедовавшего концепцию бренности всего земного.

А вы знали об этом?  Дэвид Льюис: до Антарктиды на "Ледовой птице"

В философии буддизма жизненным центром человека, местом нахождения его души считался именно живот, а не сердце. Поэтому самурай, совершая харакири, вонзал кинжал именно в живот.

Известно, что первое харакири в Японии было совершено в середине XII века. Храбрый воин Минамото, вспоров себе живот, таким образом избежал позорного плена.

Гуманный «дзигай»

Если же по какой-то причине самурай не хотел совершить харакири или считался опасным для окружающих, кинжал заменяли на веер.
Воин касался веером своего живота, и в тот же момент его помощник (кайсякунин) взмахом острого меча отсекал ему голову. Кайсякунин должен был нанести удар так, чтобы голова не была полностью отсечена, а осталась соединена с телом куском кожи в области горла. Точный удар считался актом почтения по отношению к человеку, совершающему харакири.

А вот женщинам-самураям предписывалось перерезать себе горло. Этот ритуал назывался дзигай. К нему японки прибегали в крайних случаях — когда им наносилось оскорбление, за которое они не могли рассчитаться с обидчиком, или же им грозил плен.

Идеальным местом для проведения акта самоубийства считался тенистый сад или буддийский храм. Женщина надевала белоснежные одежды, символизирующие чистоту помыслов и намерений, и вставала на колени. Рядом с ней ставили невысокий столик, на нём размещалась чашечка саке, листы бумаги и ритуальный нож. Перед смертью надо было написать короткий стих, посвящённый близким, и глотнуть саке. После чего дама-самурай брала в руку острый кинжал и одним движением перерезали себе горло.

Случалось, что женщины-самураи забирали на тот свет мужа, родителей и детей. Они перерезали горло сначала им, а потом уж совершали дзигай.

Тот факт, что женщины в Японии часто воевали бок о бок с мужчинами, доказывают изыскания японских учёных. На полях жестоких сражений 30 процентов найденных останков воинов принадлежали представительницам прекрасного пола.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Будьте первым.