Казанский феномен или как "мотались" пацаны
История

Казанский феномен или как «мотались» пацаны

Сады России

В конце 1970-х годов в печати впервые появились упоминания о казанских «моталках». Так назывались подростковые банды, которые буквально погрузили город в кровавый террор — вплоть до того, что организовывали пробеги по улицам, забивая арматурными прутьями любых встречных. Позже, уже в лихие 90-е, ни один крупный город страны не обходился без казанских преступных группировок. Как же получилось, что именно столица Татарстана воспитала целую плеяду будущих криминальных авторитетов страны?

Кодекс пацана

Само слово «моталка» в значении «боевая команда», «банда» произошло от выражения «С кем мотаешься?» (то есть кто твои друзья, кто за тебя может вступиться?). Так подростки интересовались друг у друга при знакомстве на улице.

Казанский феномен или как "мотались" пацаныМолодёжные группировки были чётко поделены по территориальному принципу и назывались в соответствии с улицей или районом проживания. Например, «Мебелька» — квартал, где находился мебельный магазин; «Ботинки» — такой же жилищный массив, но с магазином обуви; «Перваки» — микрорайон Горки-1; «Тяп-Ляп» — район Теплоцентраль; «Хади Такташ» — по названию соответствующей улицы и т.п.

Общее число банд составляло несколько десятков. Но все они были очень похожими друг на друга.

Прежде всего, в сознание молодёжи внедрялся главный принцип: кто не пацан (то есть не входит в «моталку») — тот чушпан. Подросток должен быть членом какой-либо из банд, иначе он попадает в категорию отверженных, его не только может, но и обязан обидеть и унизить любой другой.

Участники криминальных сообществ разделялись по возрасту: «шелуха» (до 13 лет), «супера» (14-15 лет), «молодые» (15-18 лет), «старшаки» (от 19 лет), «авторы» (20-30 лет) — наиболее авторитетные лидеры группировок, как правило, уже отсидевшие в местах заключения. Младшие были обязаны безоговорочно подчиняться старшим.

Казанский феномен или как "мотались" пацаныЧисленность активных членов каждой «моталки» составляла примерно 200 человек. Стать участником мог любой подросток, проживавший на данной территории. Но, чтобы выйти из группировки (например, при переезде в другой город или желая «завязать»), необходимо было заплатить выкуп от 300 до 1000 рублей — учитывая, что средняя зарплата тогда составляла 120 рублей в месяц. В то же время «старшаки» могли безнаказанно отходить от дел — считалось, что они заслужили право действовать так, как считают нужным.

А вы знали об этом?  Кефир - дар пророка Магомета

Но куда страшнее выхода из группировки по собственной воле, где можно было заплатить только выкуп, было изгнание из банды, т.е. подростка «отшивали». «Отшить» могли за любой не пацанский поступок. Собиралась вся банда, и каждый ее член наносил удар провинившемуся. Выдержать такое мог не каждый, но тот кто выдерживал навсегда становился «отшитым» и дальнейшая его жизнь не становилась слаще. Поэтому пацанский кодекс чли.

В «моталках» действовала железная дисциплина. Проводились регулярные проверочные сборы, в том числе и ночью. Не прийти или даже опоздать на них являлось серьёзным проступком, за которым следовало наказание.

Рядовые участники группировки в обязательном порядке должны были дежурить на «точках» — в местах скопления людей в своём районе. Их задачей было не пропустить ни одного чужого подростка на контролируемую территорию, не взяв с него дани или не оказав физического воздействия. Кроме того, «мотальщики» регулярно выезжали в другие города (в основном в Москву и Ленинград). Целью поездок был грабёж, при их подготовке всегда обговаривалось, какую сумму необходимо добыть.

Все деньги отдавались «авторам» (авторитетам). Из этих средств оплачивались отпевания и пышные похороны погибших в кровавых драках бойцов, а также проводы в армию или свадьбы участников группировок.

Война против всех

Вопросы любви решались однозначно. Пацан мог иметь подругу, которая утешала бы его в перерывах между разборками, дежурством и тренировками. Но слово старшего по иерархии было гораздо весомее нежных чувств. По приказу с девушкой следовало расстаться или передать её товарищам.

Взаимоотношения между группировками строились по принципу войны против всех. Иногда банды объединялись, но такие соглашения были временными и быстро заканчивались.

Store77

Казанский феномен или как "мотались" пацаныЛюбопытно, что в «моталках» не было никаких национальных разногласий. Русские и татары (представители основных диаспор Казани) всегда действовали сообща — согласно криминальной статистике в 1970-1980-х годах ни в группировках, ни между ними не произошло ни одного столкновения на национальной почве.

Внешний вид «мотальщиков» был очень схожим. Подростки носили недорогую просторную одежду, в которой удобно драться, — широкие штаны, свитеры, куртки или телогрейки. Джинсы считались признаком западной моды, их никто не надевал. «Старшакам» позволялись спортивные костюмы (обычно фирмы «Адидас»), которые отличали их от рядовых бойцов. Длинные волосы исключались — все ребята имели короткие волосы или стриглись наголо.

А вы знали об этом?  Адмиралы Вест-Индской компании против Серебряного флота

Участники банд должны были заниматься каким-нибудь из силовых видов спорта — боксом, карате, дзюдо и т.п. Курить и употреблять спиртное разрешалось только «старшакам» и «авторам». Время от времени внутри сообществ устраивались тренировочные бои — «хомутки», организованные по приказу старших. Во время этих «учений» запрещалось применять прутья или палки, а также бить по голове.

У «моталок» существовали свои учебные заведения — даже расположенные на чужой территории. ПТУ и техникумы были распределены: в каждом могли учиться только подростки из определённых группировок, остальных путём угроз и избиений заставляли прекратить посещение. Банды вербовали будущих участников ещё в младших классах школ: ученики брались под защиту, каждый из них знал, что в случае надобности за него вступится вся группировка. Таким образом, проблема смены поколений перед «моталками» не стояла.

Куда шли деньги?

Казанский феномен или как "мотались" пацаныРаз в месяц со всех членов банды собирались деньги — от трёх до пяти рублей в зависимости от возраста участника. Рядовым бойцам объясняли, что такие вклады будут «греть» тех, кто попадёт в лагерь. Но за эти деньги никто никогда не отчитывался. Казанские оперативники того времени утверждают, что немалая часть наличности вывозилась из города. Вот только куда и для какой цели?

Продуманная система «моталок» до сих пор вызывает ряд вопросов — ведь такие уличные группировки вряд ли могли возникнуть стихийно. Этим процессом явно кто-то руководил, преследуя сразу несколько целей: держать в страхе огромный город, иметь целую армию уличных бойцов и, наконец, получать большие деньги.

Но кто же мог быть причастным к созданию «моталок»? Исследовавшие казанский феномен журналисты и социологи неоднократно пытались установить это. К примеру, причинами массового возникновения уличных банд называли то, что в Казани издавна существовала традиция кулачных боёв, что вокруг города много лагерей, что досуг подростков был совершенно не организован, а милиция бездействовала. Однако точно такие же факторы действовали на территории практически всей страны.

А вы знали об этом?  Блокадный Ленинград был тверже гранита

В книге журналистки Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» (1991 год) высказано мнение, что «моталки» породило бескультурье — в Казани того времени один кинотеатр приходился на 150 тысяч жителей. Кроме того, очень плачевно выглядели многие другие социологические показатели: большое число неполных семей, массовый переезд в город выходцев из сельской местности. Но опять же все эти проблемы были характерны и для большинства других городов.

Казанский феномен или как "мотались" пацаныНекоторые исследователи пытаются связать «моталки» с деятельностью КГБ или даже ЦРУ. В первом случае ссылаются на странное отношение властей к казанскому феномену. Местные правоохранители до поры практически не препятствовали деятельности уличных группировок — возможно, боясь признать наличие организованной преступности в городе. А когда в 1986 году из Казани в Москву было отправлено коллективное письмо, которое подписали несколько сотен родителей с просьбой разобраться в проблеме, никакие меры не предприняли. Это вполне могло произойти из-за того, что «моталки» находились под крылом КГБ и в группировках воспитывались бойцы, которые пригодились бы на случай дестабилизации обстановки в государстве.

Примерно тем же объясняют и влияние ЦРУ: политические структуры не только СССР, но и его противников уже предчувствовали возможность распада страны — и понимали, что в таких условиях армия подростков будет грозной силой.

По указке воров в законе

Казанский феномен или как "мотались" пацаныНаиболее верной представляется версия писателя и журналиста Андрея Константинова (автора цикла очерков «Бандитский Петербург»). Он считает, что молодёжные банды в столице Татарстана были организованы по указанию главарей воровского мира. Это подтверждает тот факт, что впоследствии все казанские группировки, действующие в других городах, жили по воровским законам.

Получается, что криминальные авторитеты СССР, предчувствуя смутные времена, готовили свою армию. Причём это происходило не только в Казани, но и ещё в двух городах страны — подмосковных Люберцах и украинском Кривом Роге. Координация действий осуществлялась в московском кафе «Метелица», где встречались лидеры казанских, криворожских и люберецких банд.

Позже, когда Советский Союз распался, вчерашние подростки, прошедшие суровую школу выживания, превратились в наиболее кровавых бандитов.

Читай-город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *