Загадочный «Черный квадрат» Малевича

Загадочный «Черный квадрат» Малевича

 

Одной из самых загадочных картин XX века по праву считается «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. На протяжении многих лет не утихают споры, как искусствоведов, так и рядовых зрителей о странном полотне.

Окно в другое измерение?

Кто-то называл автора «шарлатаном», «авантюристом», который жаждал эпатировать обывателей, а кто-то искал потаённый мистический смысл в «Чёрном квадрате», приписывали картине магические свойства и глубокий философский подтекст.

«Созерцая творение Малевича, я пришёл к выводу, что его «Чёрный квадрат» — это своеобразное окно в другое измерение, в потусторонний мир, в загадочную нирвану. Проведя час у картины, я окунулся в мир призраков и галлюцинаций!» — писал британский искусствовед Гленн Хатчисон.

А его коллега Джон Риддинг считал «Чёрный квадрат» «зашифрованным посланием потомкам», которые, несомненно, прочтут все то, что хотел сообщить им автор.

«Чёрный квадрат» предсказывал наступление большевистского переворота, эры сталинских репрессий, это предостережение художника потомкам, в нём скрыто много потаённых подтекстов и прежде всего — предчувствие Второй мировой войны и грядущего Апокалипсиса, — уверен американский коллекционер и знаток русского искусства Гарри Джонс. В то же время друзья Малевича утверждали, что после написания картины он на время потерял сон и аппетит и долгие часы проводил, созерцая собственное творение. Впоследствии художник признавался, что появление «Чёрного квадрата» произвело революцию в его мироощущении, он начал по-новому осмысливать и анализировать действительность, что вылилось в создание целой серии философских статей и книг.

В то же время встречались в прессе и такие авторитетные утверждения: «Чёрный квадрат» — это мостик к эре формализма в изобразительном искусстве, отказ от какого-либо содержания в угоду художественной форме!».

Некоторые искусствоведы — современники художника — подняли его творение на щит и объявили Малевича «гуру настоящего искусства», «могильщиком традиционной культуры». Полемизируя с ними, популярный в 20-е годы прошлого столетия журналист Виталий Орловский язвительно заметил: «Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения»обладают высочайшей художественной ценностью! Лично мне непонятно, в чём великий смысл «Чёрного квадрата». Бум, вызванный его появлением, — свидетельство кризиса настоящего искусства и подтверждение очевидной истины: рядовым обывателям нужно сотворить себе кумира, чтобы было чем восхищаться, чему поклоняться, удивляться и о чём спорить!».

А вы знали об этом?  Александр Шевцов: книги и исследования

Интересно, что сказал бы Орловский, узнай он, что через много лет полотна Малевича будут стоить миллионы долларов?

«Победа над Солнцем»

Автор картины, которая заставила ломать копья в яростных спорах, появился на свет 23 февраля 1879 года в Киеве. Его отец — Северин Малевич — происходил из древнего польского рода шляхтичей и работал управляющим у сахарозаводчика Николая Терещенко. Мать — Людвига — вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей, которых в семье — помимо Казимира — было ещё восемь: четыре сына и четыре дочери. В семье говорили на польском и украинском языках. Юный Казимир посещал занятия в школе живописи, а с семнадцати лет трудился чертёжником в управлении Московско-Курской железной дороги в городе Курске, куда переехала многочисленная семья Малевичей.

Работа не нравилась Казимиру, он тяготился ежедневной необходимостью по восемь часов стоять за кульманом. К этому периоду относятся и первые опыты самостоятельного творчества, чему способствовало регулярное посещение художественного кружка, где собирались молодые художники, поэты, музыканты. В 1902 году будущий ниспровергатель основ обвенчался с Казимирой Эглейц.

Через три года он решил круто изменить судьбу и переехать в Москву. Жена не поддержала это решение, что привело к распаду семьи. Оставив супругу и двоих детей в Курске, Казимир отправился в Златоглавую, где попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако его попытка стать студентом потерпела фиаско. Возвращаться в Курск к жене и детям Малевич не захотел, прибился к коммуне художников, обосновавшейся в Лефортове, и жил случайными заработками.

В 1907 году в Москву приехала мать Казимира, открыла там столовую, и вскоре все семья присоединилась к ней. Оставшийся без средств художник вынужден был пользоваться гостеприимством и щедростью матери. Его попытки наладить отношения с супругой оказались тщётными. Неуравновешенная и скандальная, она после очередной ссоры забрала детей и уехала в село Мещерское, где работала фельдшерицей в местной психиатрической больнице. Там завела роман с врачом и уехала с ним в Киев, оставив детей на сердобольную подругу.

1907 год стал знаменательным для Казимира тем, что он принял участие в первых выставках. При этом настойчиво совершенствовал свою технику, посещая студию знаменитого художника Ф.И. Рерберга.

А вы знали об этом?  Красивые стрижки

В 1909 году Казимир официально расторг брак с первой женой и женился на Софье Михайловне Рафалович. Её отцу принадлежало обширное поместье в селе Немчиновка, куда Малевич часто приезжал из Москвы. В 1910 году Казимир сблизился с футуристами и создал экстравагантные эскизы обложек для их поэтических сборников. Тогда же принял участие в первой выставке «Бубнового валета».

Постепенно слава Малевича росла. Его всё чаще стали приглашать в новые проекты. Так, в 1913 году он делает декорации и эскизы костюмов для футуристической оперы «Победа над Солнцем», премьера которой прошла с огромным успехом. Через два года Малевич написал свою самую известную картину, и впервые «Чёрный квадрат» появился на выставке в Петрограде 1 января 1916 года. Картина имела огромный успех.

Много лет спустя её детальное исследование показало, что, строго говоря, «Чёрный квадрат» — это вовсе не квадрат, а, трапеция, к тому же написана она не чёрной краской. Тёмный цвет — результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной.

Импульс новому искусству

«Это вовсе не прихоть, — объяснял автор, — а моя принципиальная позиция, стремление с помощью разных красок придать работе динамизм, сделать её форму подвижной! Признаюсь откровенно: я выстрадал эту картину, вымечтал её…».

На закрытии эпатажной выставки Малевич заявил:

 

— «Чёрный квадрат» — это только часть триптиха. Предполагаю вскоре написать «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

Осуществлению этих планов помешал призыв в армию. От неминуемой гибели Малевича спасла демобилизация по состоянию здоровья весной 1917 года. После Октябрьской революции Казимир с головой окунулся в художественную жизнь молодого государства. Он поверил в революцию и принял её. Ему казалось, что она даст новый импульс всему российскому искусству.

Московский военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в частности ценностей Кремля. Малевич выступает с лекциями, участвует в диспутах, выставках, оформляет книги своих друзей-поэтов.

В 1918 году Малевич опубликовал «Декларацию прав художника» и вскоре перебрался в Петроград. По приглашению Мейерхольда создал декорации и костюмы к спектаклю по пьесе Маяковского «Мистерия-буфф».

А вы знали об этом?  Гамлет, внук Рюрика…

В ноябре 1919 года он переехал в Витебск, где возглавил мастерскую в Народном художественном училище «нового революционного образца». Руководил училищем в то время Марк Шагал.

Малевич издал ряд теоретических работ, «посвящённых «новой живописи». К 1920 году вокруг него сложилась группа преданных почитателей, которые назвали своё творческое объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Среди них выделялся Эль Лисицкий, которой впоследствии эмигрировал на Запад и стал мировой знаменитостью. Во многом благодаря его усилиям о Малевиче узнали в Европе и за океаном.

В 1922 году Малевич опубликовал свой основной теоретико-философский труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В этот же период он начал свои первые архитектурные опыты.

1927 год ознаменован для Казимира двумя важными событиями — третьим браком (с Наталией Манченко) и длительной творческой командировкой в Польшу и Германию, где с успехом прошли его персональные выставки. При этом часть своих работ Малевич оставил своему новому знакомому — голландскому архитектору Гуго Херингу. Впоследствии творения Малевича оказались в известных голландских музеях. В 1928 году прошла персональная выставка Малевича в Третьяковской галерее. Специально для неё он написал второй вариант «Чёрного квадрата», поскольку оригинал 1915 года, по выражению самого автора, «потерял товарный вид».

В 1930 году над Малевичем сгустились тучи — он был арестован и обвинён в шпионаже. Но за него вступились влиятельные друзья, в результате чего Казимир оказался на свободе.

В последние годы жизни он преподавал, занимал различные административные должности, участвовал в выставках и публиковал научные труды. Тяжёлое онкологическое заболевание прервало жизненный путь Малевича 15 мая 1935 года.

Согласно завещанию, его тело кремировали. 21 мая урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки.

В годы войны могила была утрачена. Только благодаря усилиям энтузиастов удалось установить примерное место захоронения художника и установить там белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *