Японские якудза: Власть в ночной Японии принадлежит мафии
Страны

Японские якудза: Власть в ночной Японии принадлежит мафии

Япония на протяжении веков жила в полной изоляции от остального мира, поэтому ей удалось сохранить многие обычаи и нравы до наших дней. Преступный клан якудза — самая крупная мафиозная группировка в мире — фирменный знак Страны восходящего солнца.

Хозяева жизни

Этих парней отличают колючие взгляды, наглость, накачанные мышцы, обильно татуированные тела и фирменная походка вразвалочку. Всем этим антуражем они словно говорят окружающим: «Эй, вы! Идут реальные пацаны, хозяева жизни. Держитесь от нас подальше, а не то вам не поздоровится! Для нас убить человека ничего не стоит!».

В большие группы на улицах Токио якудза сбиваются только раз в году — во время синтоистского фестиваля Сандзя-мацури. Он проводится в честь основателей храма Сэнсо-дзи ежегодно в третьи выходные мая.

В эти дни столицу посещают до двух миллионов человек. В развлекательной программе участвуют музыкальные группы, барабанщики-виртуозы, гейши (также один из древних институтов Японии) и, конечно же, якудза. Без них не обходится ни один праздник Сандзя-мацури.

Власти пытались запретить публичные акции мафиози, но могущественные связи главарей помогали им преодолеть все преграды. Немаловажную роль сыграло и то, что торжество финансировали и продолжают финансировать мафиозные лидеры.

Начинают праздник похожие на сумоистов парни, которые бьют в огромные барабаны. Во всех лавочках на улицах, по которым идёт процессия, продают саке и закуски. Под действием алкогольных паров гангстеры расслабляются, скидывают с себя расписные шёлковые кимоно и обнажаются до весьма фривольных стрингов. Поигрывая накачанными ягодицами и пританцовывая, мафиози гордо фланируют по улицам.

Картины на теле и отрубленные пальцы

Невольно приковывают взгляд их обильно татуированные тела. Выполнены «татушки» в цвете и с фантастическим мастерством. Каждая татуировка имеет свой тайный смысл и говорит о профессии бандита.

К примеру, наколотый на груди Будда означает, что обладатель такой «картины» — телохранитель и готов защищать своего босса до последней капли крови. Мифический силач Кинтаро, сражающийся с огромным карпом, даёт знать, что носитель такого «произведения» — безжалостный киллер, готовый ликвидировать любого по приказу босса. Те якудза, которые крышуют публичные дома, курируют проституток и собирают обильную дань с домов греха, наносят на тело изображение богини любви. Привлекают внимание обрубленные фаланги пальцев у некоторых якудза. Такой ампутацией по законам мафии наказывается любая провинность. Опоздал на сходку, ослушался босса, не выполнил его приказ, разболтал секреты клана — сам руби себе палец, заворачивай обрубок в тряпочку и неси боссу в знак признания своей вины.

Жестокий обычай древности сохранился до наших дней, потому-то якудза можно без труда опознать по обрубленным пальцам. Если босс благосклонно принял обрубок и предложил провинившемуся выпить с ним саке, тот может облегчённо вздохнуть. Жест босса означает, что рядовой боец клана прощён.

Самое плохое число

Термин «якудза» родился в среде карточных игроков бакуто, названных так по одной из комбинаций старинной азартной игры ойтекабу.

«Я» в переводе с японского означало «восемь», «ку» — «девять», «дза» — идоизмененное «сан», то есть «три»; в сумме получается двадцать — самое плохое число в этой карточной игре. Сначала слово «якудза» обозначало «бесполезную вещь», затем. — «бесполезного человека». В XX веке это словечко стало прочно ассоциироваться с членами разветвлённой преступной группировки и означает «бандит», «гангстер», «мафиози».

Якудза традиционно опирается на ценности японской патриархальной семьи. Основной принцип — беспрекословное подчинение боссу и строгое соблюдение «кодекса чести», свода правил, за нарушение которых предусмотрено наказание.

Стабильность и долговечность кланам якудза обеспечивают жёсткая вертикаль власти, специфические связи между боссом и его подчинёнными, а кроме того, сохранение горизонтальных («братских») отношений между рядовыми членами группировки.

Первые преступные сообщества появились в Японии в Средние века, когда богатые феодалы начали формировать группы бойцов-самураев для борьбы с конкурентами. В то же время бродячие ронины (воины, по каким-то причинам оставшиеся без господина) образовывали банды, которые занимались разбоем. С течением лет бандиты начали сбиваться в многолюдные кланы с жёсткой иерархической структурой. Уже тогда зародился обычай ампутации фаланги пальца — так новичок демонстрировал свою искренность и самопожертвование перед авторитетом босса и своей новой «семьёй». Позднее фалангу пальца стали ампутировать для искупления провинности или ради выхода из банды.

Последнее прибежище

В XIX веке мафиозные кланы вели жестокую конкурентную борьбу за территории. История зафиксировала крупный конфликт, вспыхнувший между бандой босса по имени Дзироте из города Симидзу и конкурирующей бандой из соседней префектуры. Дзироте без колебаний устроил настоящую бойню и вырезал шесть сотен конкурентов.

В наше время сферу деятельности якудза составляют вымогательство, убийства, игорный бизнес, сутенерство, наркоторговля, торговля людьми и оружием, посредничество в получении подрядов и найме рабочей силы, разного рода финансовые махинации и афёры. В последние годы якудза все чаще рекрутирует в свои ряды молодых людей, подкованных в сфере банковских операций, а также юристов и опытных программистов.

Японские эксперты полагают, что в стране насчитывается примерно 120 тысяч активных членов якудза, объединённых в три тысячи группировок (семей). Важный фактор, который способствует многочисленности якудза, — это исторически жёсткая структурированность японского общества. Объединения гангстеров выполняют социальную функцию «последнего прибежища» для людей, не имеющих полноценной семьи или нормальной работы. Придя в преступный клан, такие люди начинают чувствовать себя членами социума, востребованными, нужными, готовыми прийти на помощь друг другу. Немаловажным стимулом для прихода в ряды мафиози является и материальная заинтересованность.

Днём — полиция, ночью — мафия

Необходимо отметить, что сами японские власти во многом способствовали усилению преступных кланов. В целях борьбы с уличной преступностью в XVIII-XIX веках правительство раздавало мафиозным боссам официальные должности. Они назначались «смотрящими» на подконтрольных им территориях. В их обязанности входили обеспечение порядка и недопущение произвола в отношении рядовых граждан.

Начальники полицейских участков из созданного в 1805 году Центрального полицейского ведомства начали активно привлекать в качестве осведомителей боссов якудза, которые за обещание ограничить нелегальную деятельность своих групп получали покровительство со стороны полицейских и содействие в борьбе с конкурентами. Кроме того, гангстеры охраняли «свои» кварталы от воров, грабителей и насильников, способствуя предупреждению уличной преступности. Поэтому среди населения бытовала популярная поговорка: «Днём нас охраняет полиция, а ночью — якудза».

В годы экономического кризиса 1930-х годов страну сотрясали забастовки и крестьянские волнения. Чтобы умиротворить разгневанные толпы и выпустить пар, власти сделали хитрый ход — разрешили публичные дома и азартные игры. Эти заведения оперативно подмяли под себя гангстеры. Впоследствии власти не раз бросали их на подавление бунтов и забастовок. За это администрации префектур закрывали глаза на то, что мафиози, внедряются во все новые сферы и захватывают порты и заводы, бары и рестораны, банки и стадионы, ипподромы, бордели и казино.

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страна была фактически оккупирована американскими войсками. Боссы мафии мгновенно оценили ситуацию, организовали сотни борделей для обслуживания солдат из США и наладили поставки наркотиков. В бандитскую казну потекли миллионы.

Начиная с 90-х годов XX века власти пытались законодательно ограничить деятельность гангстеров. Так, был принят закон, подорвавший легальное существование якудза (главной целью законодательного акта стало ограничение отмывания грязных денег через инвестиции в легальный бизнес). В последние годы были арестованы за различные преступления десятки мафиозных боссов. Но якудза не сдаёт своих позиций. Чтобы расположить к себе общественное мнение и улучшить имидж, боссы мафии регулярно оказывают помощь гражданам, пострадавшим от разрушительных стихийных бедствий и техногенных катастроф. В свою очередь, власти проводят акции, призывающие гангстеров «завязать» и пройти программу реабилитации, после чего им предлагаются рабочие места.

Образ якудза широко используется в современной массовой культуре.

Сотни фильмов, книг, журнальных статей освещают жизнь самого сильного и многочисленного в мире преступного клана. «Якудза бессмертна!» — эту фразу любят повторять мафиозные боссы.

 

Для тех, кто копает глубже и хочет знать больше.

Получай свежие статьи на email:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *