Вот он какой наш Мурзилка

Вот он какой наш Мурзилка

Детские годы большинства жителей нашей страны прошли бок о бок с журналом «Мурзилка». Изданию уже больше 95 лет, и в 2012 году оно попало в Книгу рекордов Гиннесса, как самый долго издающийся детский журнал в мире! А кто же такой Мурзилка? Увлекательную историю появления на свет этого персонажа знают лишь историки литературы.

Собака или домовой

Самое удивительное, что прототип существа, внешне напоминающего то ли щенка, то ли медвежонка, намного старше одноимённого советского детского журнала. В этом году ему исполнилось, страшно сказать, — 140 лет. Однако начало этой запутанной, можно сказать детективной, истории было положено ещё раньше — в далёком 1879 году в Канаде.

Местный художник Палмер Кокс, увлекавшийся литературой, создал несколько рисунков с изображением странных существ, внешне напоминавших то ли лохматых эльфов, то ли домовых. Брауни, так художник назвал выдуманное им фантастическое племя, имели рост около метра, ярко-голубые глаза, белую кожу и вечно нечесаные коричневые волосы, из-за которых и получили своё прозвище (brown — коричневый). По замыслу автора, маленькие человечки в доме действительно играли роль восточноевропейских домовых, доделывая по ночам за хозяевами дела, которые те не успели завершить днём.

Спустя два года Кокс решил продемонстрировать своё маленькое племя читателям, опубликовав в журнале «Wide Awake» изображение Брауни. Под рисунком каждого героя в шуточной форме говорилось о его характере. Маленькие домовые мгновенно покорили сердца детей Северной Америки, а затем и Европы.

В начале 1883 года автор рисунков получил предложение печататься в нью-йоркском детском издании «St. Nicholas». Четыре года Кокс регулярно присылал в журнал смешные рисунки Брауни, сопровождаемые весёлыми рассказами в стихах. Со временем домовым стало тесно на страницах журнала, и Кокс издал первую книгу о похождениях своих любимцев под названием «The Brownies, Their Book» («Книга Брауни»). Спрос на приключения американских домовят был огромен — тираж первой книги составил более миллиона экземпляров.
Сегодня наследие Палмера Кокса, оставившего этот мир в год рождения советского детского журнала, в 1924-м, составляет 15 книг о Брауни.

А вы знали об этом?  Лю Болин - художник-невидимка

Весёлое племя едет в Россию

Возникает вопрос, какое отношение Брауни имеют к отечественному журналу «Мурзилка». Всё просто. Для того чтобы приключения маленьких человечков выглядели как можно интереснее, Кокс дал им весёлые прозвища: Китаец, Моряк, Дэнди, Жокей, Русский, Индус, Король, Студент, Полицейский, Канадец. Был среди придуманного народа и персонаж, похожий на Мурзилку.

Вот он какой наш Мурзилка

В Россию изображения маленьких домовых попали в 1887 году благодаря популярной детской писательнице Анне Борисовне Хвольсон. Опубликовав сказку «Мальчик — с пальчик, девочка — с ноготок», она проиллюстрировала её рисунками Брауни. А книга Хвольсон «Царство малюток», состоящая из 27 рассказов и 182 рисунков Кокса, оказалась так популярна, что пережила несколько переизданий в 1889, 1898, 1902 и 1915 годах.

Почувствовав интерес публики к смешным героям, Хвольсон сделала вольный перевод оригинальных текстов канадца, дав героям новые имена: Маз-Перемаз, Дедко-Бородач, Знайка, Незнайка, ловкий Скок, охотник Мик, Вертушка, китаец Чи-ка-чи, индеец Ски, Микробка, американец Джон и… Мурзилка, от лица которого и велось повествование.

Пиком популярности Брауни в дореволюционной России стало издание в 1913 году книги Анны Хвольсон с иллюстрациями Палмера Кокса — «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков». Последним произведением Анны Хвольсон стала уже полностью самостоятельная книга: «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».
К сожалению, после революции про Мурзилку быстро забыли.

«Как Денди лондонский одет…»

Дореволюционный Мурзилка, к слову, не был похож на щенка или медвежонка, покрытого жёлтой шёрсткой, к образу которого мы привыкли с детства. Внешне он больше напоминал Незнайку Николая Носова, правда, одетого по последней европейской моде. Да и характер у обоих героев оказался одинаковым. Оба литературных героя оказались фантазёрами, лентяями и задирами.

А вы знали об этом?  Зачем малышу развивающие книги Ренаты Юрьевой?

 

В то же время если одеждой Незнайки были широкие жёлтые штанишки, красная рубашка, зелёный галстук и смешная шляпа, то дореволюционный Мурзилка предпочитал длиннополое пальто, фрак, цилиндр и щегольские сапоги. Часто в его глазу посверкивал монокль, а в руках он держал трость.

Вот он какой наш Мурзилка

Первая трансформация внешности Мурзилки произошла в 1924 году во время появления одноимённого детского журнала. Франт с тросточкой неожиданно превратился в очаровательного то ли щенка, то ли медвежонка. Но и это было не последнее изменение внешности Мурзилки. Его образ, к которому мы привыкли с детства, возник лишь в 1937 году — благодаря художнику Аминадаву Каневскому. Иллюстратор придумал и изобразил на бумаге симпатичное жёлтое существо в берете и шарфе. С первых дней существования журнал полюбился детям и родителям.

Быть опубликованными в «Мурзилке» считали за честь Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Борис Заходер, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Юрий Коваль, Андрей Усачёв, Пётр Синявский, Виктор Лунин. Не менее талантливыми были и художники-иллюстраторы журнала. Среди них знаменитые и поныне Юрий Пименов и Владимир Сутеев. Считалось, что журнал создавался для коммунистического воспитания детей, его задача — привить им дух патриотизма, уважение к труду, коллективизм и товарищество.

Оживший образ

На постсоветском пространстве вряд ли найдётся человек, который хоть раз в жизни не смотрел легендарный мультфильм «Трое из Простоквашино». В одной из серий трилогии вредный почтальон Печкин произносит ставшую знаменитой фразу: «Это я, почтальон Печкин, принёс журнал «Мурзилка».

Тем не менее первое появление Мурзилки на экранах произошло намного раньше, в десятую годовщину существования журнала — в 1934 году. В лучших традициях советского интернационала по сюжету чёрно-белого мультипликационного фильма Мурзилка вместе со Знайкой летят в Африку, чтобы спасти чернокожего малыша, которого эксплуатируют капиталисты.

А вы знали об этом?  Загадки Спящей леди из Гипогея

Позднее, в 1950-х, годах было создано ещё несколько мультфильмов с Мурзилкой в главной роли. Причём мультипликационный Мурзилка представал перед зрителем не загадочным существом, покрытым жёлтой шёрсткой, а обычным советским мальчиком в берете и с фотоаппаратом. При этом интересно отметить, что именно благодаря советским мультипликаторам Мурзилка получил взрослую профессию, став специальным корреспондентом.

Вот он какой наш Мурзилка

В одном из наиболее известных мультфильмов, снятом в 1956 году, Мурзилка получает служебное задание разыскать и сфотографировать для обложки журнала по-настоящему примерного советского мальчика. Выполняя задание редакции, Мурзилка знакомится с Петей, который в глазах окружающих считается идеальным советским школьником. Казалось бы, герой для обложки найден.

Однако Мурзилка решает провести собственное журналистское расследование, выяснив, так ли хорош Петя, как об этом говорят его родители дома и учителя в школе. Мурзилка следит за Петей и фотографирует его секретные хулиганские проделки. В заключительных кадрах мультфильма в журнале появляется фоторепортаж Мурзилки, разоблачающий хулигана и озорника Петю. Сюжет фильма характерен для шпиономании, охватившей СССР в середине прошлого века, ярко передавая атмосферу тех лет.

Менялись реалии в стране, а вместе с ними менялся и Мурзилка. Знаменитым стало появление на киноэкранах Мурзилки верхом на спутнике, где он вместе со зрителями открывает для себя Тайны космоса. В наши дни «Мурзилка» продолжает радовать новые поколения российской детворы и, похоже, скоро отметит свой вековой юбилей.