Тысячелетнее строительство Суэцкого канала

Тысячелетнее строительство Суэцкого канала

 

Суэцкий канал, как известно, соединяет Средиземное море с Красным, позволяя значительно сокращать водный путь из Европы в Индийский океан. Благодаря ему отпадает необходимость огибать Африку, а это безусловный плюс для морского судоходства.

Кроме того, канал считается географической границей между Азией и Африкой. Казне Египта, который считается его владельцем, Суэцкий канал ежегодно приносит не менее пяти миллиардов долларов, пропуская через себя порядка восемнадцати тысяч судов.

Во времена фараонов

Как свидетельствуют античные источники, идея прорыть канал через Суэцкий перешеек возникла в глубокой древности. Такой канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить ещё фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Не исключено, что успешно. По некоторым сведениям, он был прорыт в XIX столетии до нашей эры и успешно использовался для торговли с полулегендарной страной Пунт, а также Месопотамией и Хараппой, но со временем пришёл в упадок, и его пришлось строить заново.

Восстановлением и реконструкцией канала в разное время занимались именитые фараоны Рамзес II и Нехо II. Вот что писал древнегреческий историк Страбон: «Канал впадает в Красное море, точнее, в его Арабский залив у города Арсиноя, который называют также Клеопатрия.

Он проходит также через Горькие озера; вернее, они были горькими когда-то, а после сооружения канала вода их смешалась с речной и так изменилась, что теперь там полно рыбы и птицы. Канал начал строить Сенусерт ещё перед Троянской войной.

Другие, правда, говорили, что начал строить канал сын Псамметиха, но он только принялся за него, как тут же умер. Позднее строительство продолжал Дарий I. Правда, этот царь поверил ошибочным утверждениям, что уровень Красного моря выше Средиземного и как только прокопают перешеек, который разделяет эти два моря, вода затопит весь Египет, и повелел прекратить почти законченное строительство.

Но птолемеевские цари вопреки этому достроили канал и стали свободно плавать во внутреннем или внешнем море в обоих направлениях».

Впрочем, Геродот писал, что Дарий всё-таки закончил строительство канала. Это подтверждают и надписи .Дария на камнях, которые до сих пор стоят в 20 километрах к северу от Суэца. Канал этот проходил несколько западнее нынешнего, и трасса его хорошо прослеживается.

А вы знали об этом?  Мгинго: остров-коммуна свободных рыбаков

Однако великолепное сооружение Дария и первых Птолемеев не пережило упадка, наступившего в период смут во II веке до нашей эры. Восстановил его римский император Траян, после чего два века римские суда через него плавали к берегам Индии и Аравии. Затем вновь последовал упадок.

После завоевания Египта арабами канал в 642 году восстановили, но в 776 году его засыпали землёй, чтобы направить торговлю через основные районы халифата. На перешеек на целую тысячу лет пришло запустение.

Дискуссии и акции

В 1671 году немецкий учёный-энциклопедист Готфрид Вильгельм Лейбниц предложил французскому королю Людовику XIV план возрождения канала, но королевские советники отвергли его как явную утопию. Ситуация стала меняться лишь в ходе Египетского похода Наполеона Бонапарта.

Во французском обозе числился инженер Лепер. Этот «учёный штатский» давно интересовался проблемой восстановления древнего канала. Наполеон позволил Леперу на месте проверить возможность осуществления проекта и снабдил необходимыми средствами. Инженер проверил и установил, что проект неосуществим, поскольку уровень Красного моря на целых 10 метров выше уровня моря Средиземного!

Однако довольно скоро выводы Лепера подвергли сомнению столь именитые учёные, как Пьер-Симон Лаплас и Жан Батист Жозеф Фурье. Они проверяли версию чисто теоретически, а на практике она оказалась ошибочной, что установили лишь в 1841-1847 годах инженеры Линант, Стефенсон, Бурдалон и Негрелли. Именно они доказали, что уровень воды в обоих морях практически одинаков.

К тому времени уже взошла звезда французского дипломата и предпринимателя Фердинанда Лессепса. Прочитав книгу Лепера о канале от Средиземного моря к Красному, он заразился идеей такого строительства на всю оставшуюся жизнь. Когда в 1854 году умер египетский хедив (вице-король), «враг прогресса» Аббас-паша, его преемником стал Мухаммед Сайд, приятель Лессепса со времён молодости.

Лессепс отправился в Египет с поздравлениями, а заодно предоставил хедиву записку о канале: «Соединение Средиземного моря с Красным посредством мореходного канала представляет собой предприятие, польза которого привлекала к себе внимание всех великих людей, царивших или временно господствовавших в Египте».

В Париж Лессепс вернулся с фирманом (указ монарха в некоторых исламских государствах Ближнего и Среднего Востока, — прим. ред.), дающим ему «исключительное право организовать компанию для строительства Суэцкого канала». В декабре 1854 года началась детальная разработка проекта. Разведку на месте вели сам Лессепс, а также инженеры Ленан и Мужель. В Суэцкой бухте и в пустыне они нашли следы канала древних египтян.

А вы знали об этом?  Последние дикари Северного Сентинельского острова

Глубина нового канала на всем его протяжении планировалась одна — 6,5 метра ниже уровня низких вод Средиземного моря. В Суэце и Пелузе планировалось построить дамбы, но в окончательном варианте международная комиссия сочла их ненужными. Комиссия также решила перенести северное устье канала на 28 вёрст от Пелузы — туда, где вскоре возникла гавань Порт-Саид.

 

Лессепс стал председателем Всеобщей компании Суэцкого канала, которой было доверено строительство грандиозного гидротехнического сооружения. Он хорошо знал, что одним энтузиазмом миллионы кубических метров песка не передвинешь.

На строительство нужны были деньги по тем временам колоссальные — 200 миллионов франков. Чтобы их получить, выпустили акции: 400 000 штук по 500 франков каждая. Однако на первых порах торги шли не слишком удачно: во Франции удалось реализовать чуть больше 1000 акций, ещё меньше — в Австрии, которая с самого начала испытывала большой интерес к этой затее. На 24000 акций подписалась Россия.

Успех пришёл лишь тогда, когда в предприятии приняло участие государство. В итоге египетское правительство получило 44 процента акций, французское — 53 процента, остальные 3 процента разошлись среди других акционеров.

Строительство и торжества

В апреле 1859 года в северной части перешейка закипела работа. Условия были ужасающие. Частые наводнения уносили постройки и даже людей. Рабочие посёлки находились в 60 верстах от ближайших населённых пунктов и в двух днях пути от Александрии. Днём в палатках, расположенных под лучами палящего солнца, стоял нестерпимый зной, ночью же рабочие не могли спастись от холода и сырости, хоть и укрывались всем, чем можно.

В темноте в палатки заползали разные земноводные, на крышах скапливалась роса, от чего они прогибались и принимали вид воронок. Не лучше было и в жилищах на сваях, где рабочих одолевали крысы и холод.

Летом 1865 года в Египте разразилась холера. Рабочим стали выдавать кофе и крепкие напитки. Между тем по стране прокатился слух, что на канале все спокойно, и туда хлынули толпы пришельцев из Египта, которые принесли с собой заразу. Рабочих охватила паника. Они бежали в пустыню, к морю, сами не зная куда. Весь путь от Исмаилии до Порт-Саида был усеян трупами несчастных. Так продолжалось три недели. Потом холера отступила, и все пошло своим порядком.

А вы знали об этом?  Привидений полна восходящего солнца страна

Постепенно пустынный перешеек наполнялся жизнью. Там появились почта и телеграф. Наконец настал исторический день открытия канала — 17 ноября 1869 года. С утра гавань Порт-Саида бурлила, здесь ожидали высоких гостей. Первым появился французский пароход «Орёл», на палубе которого стояла императрица Евгения — супруга Наполеона III, окружённая блестящей свитой.

Затем на рейд вошли пароход «Грейф» с императором Австро-Венгрии на борту, пароход «Грилле» с прусским наследным принцем и паровой клипер «Яхонт» с русским послом в Константинополе генералом Игнатовым. Суда встречали салютом, и те отвечали на него. Фердинанд Лессепс, помимо всего прочего, был хорошим менеджером и журналистом.

Он организовал небывалую по пышности церемонию, пригласив для шести тысяч гостей целых пятьсот поваров и тысячу лакеев. Композитору Джузеппе Верди заказали новую оперу для торжественного открытия канала и итальянского театра в Каире. Именно тогда была создана знаменитая «Аида».

Мачтами был украшен весь берег. За пристанью размещались деревянные, пёстро украшенные деревянные триумфальные ворота, вдоль дороги выстроились шпалерами египетские войска. Торжественное шествие происходило в живописном беспорядке по узким деревянным мосткам, проложенным по глубокому песку, на котором местами стояли лужи морской воды.

Вслед за хедивом и иностранными принцами хлынули зрители, смешавшиеся со свитой. Пёстрой струёй толпа текла между войсками, вдоль домов, из окон которых высовывались любопытствующие.

На следующий день 48 украшенных флагами кораблей в заранее назначенном порядке двинулись через канал. На первом плыла императрица Евгения. Древний и молодой канал снова начинал жить полнокровной жизнью.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *