Трагедия «Индианаполиса»

Трагедия «Индианаполиса»

 

При водоизмещении более 12 000 т «Индианаполис» имел длину 186 м. Прекрасная энерговооруженность позволяла огромному кораблю развивать скорость до З2 узлов (порядка 60 км/ч). В качестве главного калибра крейсер нес девять 203-миллиметровых орудий, размещенных в трех башнях. Помимо этого, он имел массу другого вооружения, в том числе четыре гидросамолета, способных обеспечивать в широких пределах мониторинг окружающей обстановки. Однако все это не помогло «Индианаполису» избежать гибели на самом излете Второй мировой войны.

Индианаполис
В истории ВМС США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Летом текущего года после многолетних поисков в Тихом океане на пятикилометровой глубине были, наконец обнаружены останки тяжелого крейсера США «Индианаполис». 72 года назад он был одним из мощнейших боевых кораблей американского Тихоокеанского флота. 31 марта 1945 года «Индианаполис» был атакован японскими воздушными камикадзе, один из которых врезался в его борт. Жертвами стали 9 моряков, а пострадавший крейсер пришлось отправить на ремонт в Сан-Франциско.

Секретный груз

К моменту окончания ремонта было очевидно, что война уже стремительно приближается к победному завершению. Возможно, экипажу «Индианаполиса» даже показалось, что для них вой-на закончена. Но нежданно на борт крейсера прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Пёрнелл, поставившие перед командиром корабля Чарльзом Маквэем весьма ответственную задачу: «Индианаполису» поручалось доставить по назначению сверхсекретный, особой важности груз. О характере груза Маквэя в известность не поставили. На борт крейсера поднялись два человека в штатском с небольшими чемоданчиками. Пунктом назначения, о котором Маквэй узнал только в море, оказался остров Тиниан, где размещалась военно-воздушная база США.

Неразговорчивые пассажиры крейсера не покидали свою каюту, ни на минуту не оставляя без присмотра свои чемоданчики, в которых (о чем Маквэй и не подозревал) хранились сердечники запалов для атомных бомб, предназначенных для Хиросимы и Нагасаки. Когда 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан и его пассажиры и секретный груз покинули корабль, Маквэй вздохнул с облегчением. В тот момент он и представить не мог, что его самого, его корабль и экипаж ждут самые страшные испытания. На обратном пути с Тиниана, буквально за месяц до полной капитуляции Японии, «Индианаполис» без какого-либо эскорта прямым курсом двинулся на остров Гуам и далее в направлении Филиппин.

А вы знали об этом?  Рагнарёк: Скандинавский апокалипсис

«И-58» выходит в море

За несколько дней до этого в море вышла японская подводная лодка «И-58» под командованием Мотицуры Хасимото. Помимо обычного вооружения она несла специальные торпеды — так называемые кайтены. О них стоит сказать отдельно.

Индианаполис
«Индианаполис» получил огромные пробоины и через 12 минут затонул.

На завершающей стадии войны во всех родах войск Японии появились разного рода смертники, чему способствовали фанатизм и традиции самураев. В военно-морском флоте в этом качестве выступали кайтены — по сути, подводные камикадзе. Этим термином, имеющим из-за тонкостей иероглифического написания несколько вариантов перевода (чаще всего «сотрясающий небо»), стали называть пилотов управляемых торпед, как и сами эти торпеды. Идея создания такого оружия возникла в Японии еще до войны. Сразу же было дано объявление о наборе добровольцев-пилотов. Откликнулись более 5 000 желающих. Кайтены (по 2-4 единицы) размещались на палубах подводных лодок-носителей. Перед атакой пилот торпеды занимал место, по сути, в собственном гробу, провожающие офицеры снаружи задраивали люк. После этого покинуть торпеду было невозможно, ни при каких обстоятельствах.

Если кайтену не удавалось достичь цели и вместе с ней взлететь на воздух, пилота ожидала медленная мучительная смерть из-за отсутствия запасов воздуха. Чтобы избавить его от этой страшной участи, инженеры дополнили конструкцию устройством самоликвидации. Позже был освоен запуск кайтенов из подводной лодки, находящейся на перископной глубине. Боевая часть кайтена несла 550 кг взрывчатки, а его двигатель обеспечивал скорость до 30 узлов при дальности хода 12,5 мили (порядка 24 км). Торпеда имела небольшой выдвижной перископ. В феврале 1944 года кайтены были запущены в серийное производство, а из числа наиболее фанатичных офицеров флота было отобрано 200 будущих пилотов-смертников.

Торпедная атака

Индианаполис
Кайтены: японские камикадзе.

29 июля с «И-58» была замечена одиночная цель. Это был идущий без прикрытия и не выполняющий противоторпедного маневрирования «Индианаполис». Выбрав удачный момент, в ночь на 30 июля подводная лодка вышла в торпедную атаку. По сей день не утихают споры, использовались ли при этом обычные торпеды или крейсер настигли кайтены. Так или иначе, атака удалась: «Индианаполис» получил огромные пробоины и через 12 минут затонул. Катастрофа развивалась так стремительно, что большинство спасательных шлюпок спустить на воду просто не успели. Из 1 197 находившихся на крейсере моряков около 300 сразу погибли при взрыве или утонули вместе с кораблем. Остальные оказались на поверхности океана в нескольких спасательных плотах либо просто в спасательных жилетах без провианта и воды. До того как «Индианаполис» пошел на дно, радист успел передать сигналы бедствия, которые были приняты тремя американскими станциями, но, как ни странно, за этим ничего не последовало.

А вы знали об этом?  Тайные базы Земли Александры.Часть 2
Индианаполис
Прибывшим спасателям удалось поднять из воды только 321 человека.

Помощь пришла только 2 августа, когда терпящих бедствие моряков заметил патрульный самолет. Прибывшим спасателям удалось поднять из воды только 321 человека (четверо из них вскоре скончались). В течение четырех суток, проведенных в воде, моряки погибали от обезвоживания, голода и переохлаждения. Было много раненых, море окрасилось кровью. И началось самое страшное: привлекаемые запахом крови к месту катастрофы устремились стаи акул. Многие из тех. кому не досталось места на плотах, были растерзаны заживо. Это была самая массовая из известных акульих атак на людей.

 

Историки долго еще муссировали тему: когда и как закончилась бы война, если бы роковая встреча везущего свой страшный груз «Индианаполиса» с «И-58» произошла на пути к Тиниану. Ведь тогда американские атомные первенцы «Малыш» и «Толстяк» оказались бы на дне океана, вместо того чтобы обрушиться на Хиросиму и Нагасаки. Но история, как известно, не признает сослагательного наклонения.

Судьба капитанов

Известие о гибели почти 900 моряков, когда до конца войны оставались считанные дни, потрясло Америку. Встал вопрос: кто виноват? По окончании войны капитан Чарльз Маквэй был отдан под трибунал. Ему вменялось в вину то, что на пути к Филиппинам он вел крейсер прямым курсом, пренебрегая маневрами уклонения. В американский суд доставили и плененного Мотицуру Хасимото, которого обвиняли в том, что он в атаку на «Индианаполис» направил смертника. Это рассматривалось как военное преступление.

Индианаполис
Капитан Чарльз Маквэй.

19 декабря 1945 года военный трибунал признал Чарльза Маквэя виновным в преступной халатности. Его разжаловали и уволили из рядов ВМС. Однако высоко ценившее Маквэя командование флота (неслучайно именно ему доверили столь ответственный груз) спустя некоторое время настояло на пересмотре приговора. Маквэй был восстановлен на флоте, дослужился до контр-адмирала, но через четыре года добровольно ушел в отставку. Мотицуру Хасимото вернули в Японию, так и не доказав факт совершения им военного преступления. Однако до сих пор в фундаментальном труде «Подводные лодки иностранных флотов во Второй мировой войне» можно прочесть, что тяжелый крейсер США «Индианаполис» был потоплен человекоуправляемой торпедой.

А вы знали об этом?  Виниловые души
Индианаполис
Капитан-лейтенант Мотицура Хасимото.

После освобождения из плена Хасимото стал капитаном торгового флота и еще долгое время водил в море мирные суда. После выхода на пенсию бывший командир подводной лодки ушел в монастырь, где написал книгу о своей жизни «Потопленные», быстро ставшую бестселлером и переведенную на многие языки. Мотицура Хасимото умер в 1968 году. По стечению обстоятельств в том же году ушел из жизни и Чарльз Маквэй. После выхода в отставку он многие годы жил уединенно на своей ферме. Родные погибших моряков «Индианаполиса» слали ему проклятия и угрозы, не ведая, как страшно он сам мучается ни на минуту не оставляющим его чувством собственной вины. В 1968 году Чарльз Маквэй, вероятно так и не справившийся с грузом воспоминаний о трагедии 23-летней давности, покончил с собой. Эти две смерти как бы подвели последнюю черту под войной на Тихом океане.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *