Суета вокруг казахтанских купюр
Искуство

Суета вокруг казахтанских купюр

Не секрет, что казахстанские купюры уже трижды выигрывали в номинации «Лучшая банкнота года». А ведь это мировой рекорд! В 2011 году Международное банкнотное сообщество (IBNS) признало лучшей банкнотой памятную купюру в 10000 тенге, посвящённую 20-летию независимости страны. В 2012-м награду получила банкнота номиналом 5000 тенге из серии «Самрук-Казына» с великолепным видом на алеющие маки, альпийские луга и заснеженные вершины Заилийского Алатау. А в 2013 году победила памятная купюра 1000 тенге, посвящённая памятнику тюркской письменности «Кюль-Тегин». И как выразился по этому поводу региональный директор IBNS Омер Ялчинкая: «Эта купюра действительно заслужила награду по всем параметрам. Казахстан был представлен как государство невероятных художественных техник в печати банкнот».

Конфуз с якутским всадником

Едва изображение этой во всех отношениях примечательной банкноты попало в Интернет, как её создателей тут же обвинили в плагиате. На юбилейном казахстанском дензнаке узрели ни много ни мало… национальный герб Якутии!

Речь шла о крохотном стилизованном всаднике (прорисовка с петроглифа) на оборотной стороне купюры в 1000 тенге. Выполненный специальной краской, он оптически меняет цвет с малинового на зелёный при наклоне банкноты.

Впрочем, утверждать, что они похожи лишь отчасти, было бы откровенным лукавством. Один рисунок в буквальном смысле слова зеркально повторяет другой. Отсюда и вполне понятное возмущение внимательных якутских Интернет-пользователей. Ведь вооружённый штандартом (флагом) конник символизирует чуть ли не начало их государственности. Имеется у него и законная «прописка» в Государственном геральдическом реестре России. Да и на деньгах он появился раньше: ещё в 2006 году на биметаллической десятирублевой монете серии «Российская Федерация», которая стартовала в 2005-м.

Центральный элемент герба Республики Саха (Якутия) позаимствован с наскального изображения у деревни Шишкино (район реки Лены, выше Верхоленска). Всадника в окружении двугорбых верблюдов обнаружили в 1745 году и датируют VI-IX веками. Исследователи видят в нём одного из предков якутов.

Официальная реакция Национального банка Казахстана на недовольные заявления северных соседей неизвестна. А вот кандидат исторических наук Виктор Дьяконов высказался по этому поводу так: «Со времён академика Окладникова принято считать, что авторами рисунка являются курыканы, и большинство учёных считают, что именно курыканы двинулись по реке Лене дальше на север и приняли участие в формировании народа саха. Но на самом деле мы не знаем, были они или нет. То есть, иными словами, рисунок этнически не отождествляется.

Всадник с флагом из Шишкинских писаниц — это просто средневековый рисунок, который может считать своим практически любой народ, например буряты. Мы не имеем права говорить, что это именно наш, якутский, рисунок. Хотя, конечно, казахи довольно далеко находятся от этого места, и к ним этот рисунок относится ещё меньше».

Алтайские артефакты на казахстанских тенге

Это, впрочем, не первый случай, когда в оформлении национальной валюты Казахстана были использованы «чужие» артефакты. Хотя мы ничего плохого в подобном заимствовании не видим. Искусство — оно только обогащает. А многие банкноты и монеты можно, не задумываясь, отнести к произведениям искусства.

В самой первой серии металлических тенге монетки в 1, 3, 5 и 10 тенге были украшены декоративными мотивами, подсмотренными художниками среди находок в степных курганах. При этом три из четырёх номиналов демонстрировали артефакты из алтайских захоронений (Россия). И лишь на одной (5 тенге) красовался мифический образ снежного барса из Иссыкского кургана в Казахстане.

Пожалуй, эта серия «ходячки» (жаргонное обозначение у нумизматов монет, находящихся в свободном обращении) наиболее интересная. Как по оформлению, так и по закодированной в ней сакральной символике. Вот, к примеру, монетка в 3 тенге. В её центре — зубастая пасть мифического волка бори, больше смахивающего на крокодила или сказочного дракона. Этот хищник считался тотемным зверем у многих древних народов, например у саков.

Тюркские племена чтили волка как символ отваги и благородства. Над головой зверя на монете видна идеограмма руки, а под головой — спирали. Геральдическое изображение руки символизирует открытость человека миру и всему живому. А спираль выражает идею постоянно растущей силы и жизненной энергии. Так эти символы объясняют и создатели монет. Артефакт, послуживший прототипом для монетного рисунка, российские археологи датировали VI веком до нашей эры.

Смерть с косой и рука Назарбаева

Нередко появление нового дензнака выливается в анекдотичную ситуацию, над которой потом ещё долго посмеиваются коллекционеры.

Так было, например, с болгарской банкнотой номиналом 100 левов 1991 года с фрагментом фрески «Колесо жизни» из главного соборного храма Преображенского монастыря близ города Велико-Тырново. Её автор — иконописец XIX века Захарий Христов Зограф. Внизу картинки на оборотной стороне просматривается силуэт скелета с огромной косой.

На оригинале фрески смерть стоит в гробу, словно в лодке, а косу держит на манер весла. Болгары от глазеющего на них с купюры скелета пребывали, мягко скажем, в недоумении. Кто-то стал винить масонов. А кто-то узрел в такой фривольности почерк самого антихриста. Со временем страсти улеглись. А в 1997 году в обращение была запущена обновлённая версия злополучной сотни. На ней жутковатый образ был менее заметен. Ибо удручённые опытом графики постарались его завуалировать. Но каково же было удивление работников Болгарского Национального банка, когда граждане стали отказываться принимать новые стольники. Люди были уверены, что им подсовывают фальшивки.

А вот вместе с серией казахстанских купюр 2006 года в мире появилась легенда о руке Назарбаева. На всех номиналах банкнотного ряда и в самом деле изображалась раскрытая ладонь с растопыренными пальцами. В образованном её очертанием пространстве красовалась многократно повторенная подпись президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Видимо, отсюда и аналогия с президентской дланью.

Шутник, первым увидевший на рисунке руку Назарбаева, неизвестен. Но шутка удалась. Мало того, на презентации новой национальной валюты 3 октября 2006 года в казахстанском парламенте главный дизайнер бумажных денег страны Мендыбай Алин попал по этому поводу под раздачу недовольных депутатов. И каких только упрёков в свой адрес он не услышал! И что у казахов раскрытая ладонь — нехорошая примета. И что это символ просящей руки. А кому-то на ум и вовсе пришла ассоциация с мохнатой лапой.

Впрочем, Алин не поддался на провокации, заявив:
— Это графика на скалах, она не появилась самостийно, это исторический символ. И в поисках мы посчитали, что этот символ в русле той политики, которую ведёт наше государство, — открытости и доброжелательности.
Правда, дизайнер не уточнил, с каких именно скал петроглиф перекочевал на валюту. Коллекционеры же купюры образца 2006 года теперь так и называют — «деньги с рукой Назарбаева».

А вы знали об этом?  Оптические забавы 19-го века

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *