Секты России в разрез религии
История

Секты России в разрез религии

Секты на Руси существовали издавна. И власти всегда с ними боролись. Дело было не только в ереси, идущей вразрез с официальной религией. Многие подобные учения проповедовали крайнюю степень отказа от всех плотских искушений или, напротив, свободу в любви. Иногда — одновременно…

Капитоновцы

Их считают первой русской старообрядческой сектой. Капитоновцы признавали своим основателем инока Капитона Даниловского — одного из так называемых лесных старцев. Он предсказывал скорый приход Антихриста и боролся с реформами патриарха Никона.

Первые сведения о Капитоне Даниловском относятся к 1630-м годам, когда он поселился в Колясниковой пустыни. Есть свидетельства, что старец был лично знаком с царём Михаилом Фёдоровичем Романовым, предоставившим ему землю под скит. Постепенно там стали селиться и другие иноки, воспринявшие идеи Капитона, который утверждал, что мирская жизнь ведёт только к гибели и что необходимо отдалиться от церкви, представители которой погрязли во грехе.

Это, конечно, не нравилось церковным властям. В 1639 году патриарх Иосаф приказал закрыть Колясникову обитель, а Капитона отправить «на исправление» в Ярославский монастырь Христа Спасителя. Но тот сумел скрыться.

После никонианской реформы 1653 года Капитон остался в старообрядчестве. Он обосновался в Вязниковских лесах и собрал вокруг себя последователей, селившихся в кельях рядом с ним. Любопытно, что среди них были и женщины.

Старец проповедовал крайний аскетизм, даже спал, вися на крюке в вертикальном положении, и был великим постником. На Пасху он вместо яиц вкушал красные луковицы. Его ученики постились даже в обычные дни, а в среду, пятницу и субботу вообще ничего не ели.

Скончался Капитон Даниловский в 1660-х годах. Он был так популярен среди своих последователей, что в официальных документах (например, в послании Игнатия Тобольского) старообрядцев довольно долго именовали «капитанами».

После кончины старца учение стало сливаться с другими раскольническими «ересями». Митрополит Димитрий Ростовский утверждал, что раскольники соблазняли и губили «жён, дев и отрочат»: завлекали их «на пустые места», «оскверняху их блудом» и так «сугубою смертию погубляху прельщенных, душу и тело убивающе: душу грехом, тело же огнём». «Извет» (донос) от 1672 года рассказывает, что капитоновцы собирались в избах от десяти до сорока человек и служили обедню. «А по вечерам, как огонь погасят, творят блуд. А про тот блуд разговаривают: хто де блуд и сотворит и в том греха нет».

Хлысты

Секта хлыстов возникла в середине XVII столетия в среде крестьянства. Члены секты называли себя «людьми Божьими» или «христововерами». Появившееся несколько позднее название «хлысты» произошло, по одной из версий, от практикуемого в секте обряда самобичевания, по другой — это было видоизмененное «христы». Основателем секты считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). По преданию, в 1645 году в его плоть вселился сам Господь Саваоф, дав людям 12 новых заповедей.

Хлысты верили: Бог может воплощаться бесчисленное количество раз в тех людях, которые ведут аскетический образ жизни. Поэтому они проповедовали пищевое и половое воздержание. Свои богослужения («радения») хлысты проводили по ночам. Во время радений они хлестали себя прутьями, а также кружились на одном месте, доводя себя до состояния экстаза.

Отвергали хлысты церковный брак, зато у них был термин «духовное сожительство», который трактовался очень широко. Плотское возбуждение, которое охватывало сектантов в процессе радений, трактовали как «сошествие Духа Святого». Поэтому неудивительно, что радения часто переходили в настоящие оргии.

В организации секты хлыстовского толка в своё время обвиняли Григория Распутина. Он говорил своим «прихожанам», что, лишь познав грех, верующий может очиститься от него. По свидетельствам, мужчины и женщины — «братья и сёстры» — вместе мылись в бане, а потом совокуплялись тут же на скамьях, восхваляя Бога за даруемые телесные утехи.

Скопцы

Скопцы называли себя также «духовными христианами», «агнцами Божьими» и «белыми голубями». Секта была основана в XVIII веке беглым крепостным Кондратием Селивановым, прежде принадлежавшим к хлыстам. У скопцов считалось, что спасти свою душу можно только путём борьбы с плотью, а единственный путь к этому — лишение человека «грешных» органов. Поскольку рождаемости в общинах по понятным причинам почти не было, существовала практика вовлечения в секту новых членов — например, оскопляли малолетних родственников сектантов. Скопцы иногда выкупали крепостных крестьян — тех, кто давал согласие оскопиться. Некоторых просто соблазняли деньгами.

Поначалу скопцам удаляли только яички и часть мошонки, дробя их молотом и затем отжигая калёным железом. Назывался этот обряд «огненным крещением». Впоследствии вместо молота стали использовать различные режущие орудия. Рану потом мазали различными снадобьями или посыпали порошками. На её месте приблизительно через месяц образовывался рубец, чаще всего в форме подковы. Называли его «малой печатью».

Однако после такой операции многие скопцы по-прежнему были способны на половое соитие, и тогда им стали удалять весь детородный орган. Эта операция называлась «царскою печатью». Осуществляли её или вместе с ампутацией яичек, или через несколько месяцев после неё.

Существовала также «третья печать» — удаление сосков. Была и «четвёртая печать» — вырезание на боку у скопца треугольника. Предполагается, что этот знак делался в том месте, где был пронзён копьём Иисус.

Оскоплению («убелению») подвергали и женщин. Им удаляли половые губы, иногда отрезали груди. Однако после этого они не теряли способности к деторождению. Некоторые покинувшие общину скопчихи часто выходили замуж и рожали детей.

Адамиты

Адамитами, или адамианами (по-латыни — adamiani), называли одну из сект христианского толка, проповедовавшую возврат к образу жизни первых людей на Земле — Адама и Евы, которые, как гласит Книга Бытия, до грехопадения «были наги и не стыдились этого» (Быт. 2:25).

Основателем секты считается александрийский философ-гностик Карпократ, живший во II веке. Члены секты утверждали, что одежда препятствует общению с Богом. Поэтому необходимо молиться в обнажённом виде. Также они проповедовали и другие правила, характерные, по их мнению, для жизни в раю: общность имущества, естественность чувственных отношений. Последователи адамитов сегодня существуют во многих странах мира, в том числе в России. Так, в 2001 году в Рыбинске действовала ячейка секты, в которую входило около 50 человек, причём там были целые семьи…

Как правило, современные адамиты признают официальный брак и частную собственность, но при этом допускают практически все формы сексуальных отношений, за исключением гомосексуализма и зоофилии. Богослужения обычно проводятся на частных квартирах. При этом все члены секты, включая детей, участвуют в службе обнажёнными. Могут присутствовать и гости, которые, однако, не обязаны раздеваться. По окончании службы устраивается ритуал под названием «Праздник жизни», на котором присутствующие распивают лёгкие спиртные напитки, танцуют, а иногда и предаются плотским утехам.

 

Для тех, кто копает глубже и хочет знать больше.

Получай свежие статьи на email:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *