Самые известные морские катастрофы

Самые известные морские катастрофы

Самой известной в мире морской катастрофой, безусловно, стала трагедия «Титаника», произошедшая в Северной Атлантике в апреле 1912 года. Во время этого крушения, по разным данным, погибли от 1495 до 1635 человек. Но, к сожалению, в XX веке случилось ещё немало резонансных морских происшествий, и при этом некоторые из них по числу жертв перекрыли печальный рекорд «Титаника».

Без оглядки на Красный Крест

Немало трагических случаев из этого длинного ряда пришлось на мировые войны, когда сражающиеся не церемонились с противником и не обращали особого внимания, что за объекты перед ними — военные или гражданские. Самые смертоносные атаки на суда, перевозящие людей, были совершены во время Великой Отечественной войны. Из них, в первую очередь, нужно назвать трагедию теплохода «Армения», который 6 ноября 1941 года вышел из Севастополя в Новороссийск с персоналом и ранеными нескольких военных госпиталей, а также с эвакуируемыми жителями города на борту.

Погрузка проходила в спешке, под воздушными обстрелами, особого учёта пассажиров не велось, а потому число людей, находившихся на борту, в разных источниках отличается — от 7 до 10 тысяч человек. И хотя судно несло на себе опознавательные знаки Красного Креста, оно всё равно было атаковано немецким торпедоносцем «Хейнкель Не-111». После попадания торпеды «Армения» затонула всего за четыре минуты, и по числу жертв эта катастрофа является одной из крупнейших в мировой истории.

Впрочем, в самом конце войны в похожую ситуацию попал немецкий десятипалубный лайнер «Вильгельм Густлофф», который переоборудовали под плавучий госпиталь. В тот день, 22 января 1945 года, он вывозил из окружённого советскими войсками Кёнигсберга офицеров и солдат, на его борту находились не менее 10500 человек. На полпути лайнер был торпедирован советской подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеско и затонул примерно через час после атаки.

Прибывшим на место катастрофы судам удалось спасти примерно тысячу человек. После сообщения о гибели «Вильгельма Густлоффа» Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом.

Галифакский взрыв

В отдельный ряд в этом печальном списке встают катастрофы судов в морских портах, когда слепая стихия порой уничтожала целые города. Одним из крупнейших происшествий такого рода считается взрыв в порту Галифакса (Канада), прогремевший 6 декабря 1917 года. Его причиной стало нарушение правил навигации, когда в узком фарватере столкнулись два сухогруза: норвежский «Имо» и французский «Монблан», направлявшийся в Бордо.

А вы знали об этом?  Никогда не наступайте на бабочек!

Самые известные морские катастрофы

На борту «Монблана» находилось 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тонн порохового хлопка. После столкновения на «Монблане» возник пожар, и тогда его команда, зная о взрывоопасном характере груза, по приказу капитана спешно покинула борт и успела добраться до берега. Неуправляемый пароход течением снесло к городскому причалу, у которого и произошёл чудовищной силы взрыв. На несколько секунд дно пролива обнажилось, а порождённая взрывом ударная волна уничтожила большинство строений на обоих берегах. Почти все суда, стоявшие в порту, выбросило на берег на расстояние до мили.

Впоследствии 100-килограммовый кусок шпангоута «Монблана» был найден в лесу в 12 милях (19 км) от эпицентра взрыва. По официальным данным, в этой катастрофе погибли 1963 человека, ещё более 2000 пропали без вести, около 9000 были ранены, 500 лишились зрения, а 25 тысяч остались без крова. По другим сведениям, погибших было более 3200 человек. Эксперты считают, что взрыв в Галифаксе стал самым мощным взрывом в истории человечества за всю доядерную эпоху.

Техас-Сити — уничтоженный город

Похожее происшествие случилось 16 апреля 1947 года на французском пароходе «Гранкан», стоявшем на погрузке в порту Техас-Сити (США). В течение четырёх дней судно загружалось аммиачной селитрой в 100-фунтовых бумажных мешках, и к утру 16 апреля на его борту находилось уже около 2100 тонн этого вещества. В 8 часов утра был замечен дым, идущий из трюмов парохода. Его стали заливать водой, что не принесло никакого результата. Тогда руководивший работами помощник капитана приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. Однако уже через 20 минут люки выбило давлением изнутри, и из трюма вырвалось открытое пламя.

Привлечённая зрелищем пожара, на пирсе собралась внушительная толпа зевак. Тем временем до грандиозной катастрофы оставались считаные секунды. Около 9 часов 12 минут вся масса селитры, находившаяся на пароходе, разогретая до высокой температуры, сдето-нировала буквально в одно мгновение. В результате колоссального взрыва вода у пирса, где стоял «Гранкан», испарилась, на несколько секунд открыв морское дно.

А вы знали об этом?  Футбол в концлагерях

Куски раскалённого металла разлетелись не только по городу, но и далеко за его пределы, причём двухтонный якорь парохода был впоследствии найден на ферме в четырёх милях от порта. Взрывная волна сбила два частных самолёта, пролетавших в тот момент над местом катастрофы. Порт и значительная часть города Техас-Сити сровнялись с землёй, многие предприятия были полностью разрушены или целиком сгорели.

 

Всего в этой трагедии погибли по меньшей мере 1500 человек, более 5000 получили ранения, ещё несколько сотен пропали без вести, и не менее 1784 человек оказались в больницах. Борьба с огнём в Техас-Сити длилась около трёх суток. Имущественный ущерб от этого происшествия оценили в 100 миллионов долларов. По итогам расследования катастрофы правительство США выплатило 1394 жертвам трагедии компенсации на общую сумму около 17 миллионов долларов.

Между водой и огнём

Самая крупная в мирное время по числу жертв морская катастрофа за всю историю мирового судоходства произошла 20 декабря 1987 года в проливе Таблас (Филиппины). В тот день в 6 часов 30 минут утра пассажирский паром «Донья Пас» вышел из порта Таклобан и направился в Манилу. В это время погода стояла ясная, на море было лишь незначительное волнение.

Самые известные морские катастрофы

Тем не менее около 22 часов 30 минут в проливе Таблас паром столкнулся с танкером «Вектор», на борту которого находилось около тысячи кубометров нефтепродуктов. В море вытекло большое количество бензина, который тут же вспыхнул, огонь охватил и «Донью Пас». На борту парома началась паника, многие люди прыгали за борт, где большинство из них погибли в горящем топливе, разлившемся по воде. А те пассажиры, которые не рискнули покидать охваченное пламенем судно, позже утонули вместе с ним.

Властям стало известно о катастрофе только к шести часам утра, однако спасти удалось только 26 человек, а всего, по неполным данным, в этой катастрофе погибло не менее 4386. После расследования власти Филиппин сделали официальное заявление, в котором вина за столкновение была возложена на экипаж танкера «Вектор», поскольку судно не имело лицензии и фактически являлось немореходным.

А вы знали об этом?  Заклятие "Кохинора" - 18 человек уже умерли

Но самое поразительное другое: ни паром, ни танкер не были оборудованы элементарными средствами связи, даже самой простой радиостанцией, из-за чего в момент крушения судов никто не мог позвать на помощь. Это промедление и стало смертельным для многих пассажиров «Доньи Пас».

Пылающая «Звезда»

Халатность и разгильдяйство стали причиной трагедии, случившейся 7 апреля 1990 года в проливе Скагеррак на автомобильно-пассажирском девятипа-лубном пароме «Скандинавская звезда», совершавшем рейс из Норвегии в Данию. Судно отправилось в рейс 6 апреля в 21.45, при этом на борту парома находились 395 пассажиров и 100 членов экипажа. Стояла хорошая погода, на море был штиль, и паром шёл с обычной крейсерской скоростью.

Пожар начался на третьей палубе в два часа ночи, но’ первые сообщения капитану поступили только в 2.15. Тем временем огонь успел охватить и остальные палубы. Пассажиры, отравившиеся продуктами горения, погибли в считаные минуты. Только тогда капитан Ларсен послал сигнал SOS и заглушил двигатель парома.

Первые спасатели прибыли в 5:30, но на судне они обнаружили только тела погибших. Общее число жертв составило 158 человек. При расследовании было установлено, что стены и потолки коридоров парома при реконструкции обшивали панелями, покрытыми горючей краской.

Этим и объяснялась высокая скорость распространения пожара по судну.

Что касается причин возгорания, то следствие пришло к выводу о преднамеренном поджоге, так как в очаге пожара не обнаружили ни одного возможного источника огня. В итоге главный менеджер судовладельческой компании и капитан Ларсен были признаны виновными в халатности, повлекшей гибель 158 человек. Обоих приговорили к шести месяцам лишения свободы.

Катастрофа «Скандинавской звезды» стала одной из крупнейших в мире по числу жертв за всю историю пассажирских перевозок и заставила во многом пересмотреть правила мореходства в глобальном масштабе.