Разные бывают случаи

Гель 3 Сустав 3 Гель 4 Сустав 4

Во второй половине XIX века умами многих завладело новомодное учение — тихизм (от греческого «случай») — о господстве случая во Вселенной. Его автор американский философ Чарльз Пирс убеждал своих последователей в том, что случай играет главенствующую роль в любой эволюции.

Подарки судьбы

Разные бывают случаиПирс не отрицал наличие во Вселенной определённых закономерностей, но считал их условными, поскольку они сами находятся в процессе эволюции. По мнению Пирса, всё определяется случайностью. Сложно утверждать что-либо в масштабах Вселенной, но то, что в жизни людей, а иногда и государств, случайности не раз играли существенную роль, — факт неоспоримый. Вероятно, в жизни каждого человека бывают ситуации, когда ему предстоит сделать выбор, от которого порой зависит его будущее. И случай ставит человека перед альтернативой, оставляя за ним последнее слово.

Его величество случай может явиться в образе внезапно налетевшего шквала или брошенной кем-то арбузной корки либо стога сена, оказавшегося в нужном месте и в нужное время.

Случаи при всём их многообразии могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Оттого мы и называем их «счастливый случай» либо «несчастный случай». Каких больше — трудно сказать, возможно, поровну. Вспомним о некоторых из них.

Когда крупно повезло

В марте 1944 года самолёт англичанина Николаса Алкимейда был сбит над Германией. Пилот покинул падающую машину, но его парашют не раскрылся. Он летел с высоты пять километров, но на земле его ожидали раскидистая ель и глубокий сугроб. Лётчик даже не получил серьёзных травм.

Разные бывают случаи

Почти то же довелось пережить россиянину Ивану Чисову. Бомбардировщик, на котором он летал, был сбит зимой 1942 года. Лётчик на высоте семь километров выпрыгнул с парашютом, но стропы срезал его же падающий самолёт. Иван приземлился на крутой откос забитого снегом оврага и остался жив.

Самолёт, пассажиркой которого была 17-летняя перуанка Хулиана Кепке, зимой 1971 года попал в грозу. После удара в него молнии машина распалась на куски. Хулиана очнулась пристёгнутой в кресле, висящем на ветвях дерева. Она оказалась единственной спасшейся из полсотни своих попутчиков. А 22-летняя стюардесса югославской авиакомпании Весна Вулович стала единственной выжившей после того, как её самолёт в январе 1972 года на высоте 10 километров был взорван террористами.

А вы знали об этом?  Загадочные спирали

Миллион в лотерею

Разные бывают случаиА для кого-то счастливый случай становится чуть ли не назойливым. В 1962 году вагон поезда, в котором ехал хорват Франс Шелак, рухнул в реку. Погибли все, кроме Шелака. Когда через год он летел на самолёте, неожиданно распахнулась дверь салона. Воздушный поток вынес из самолёта человек двадцать, включая Шелака. Погибли все, кроме Франса, который приземлился на стог сена. Но, вероятно, и этого ему показалось мало: в 1995 году на горной дороге его автомобиль столкнулся с грузовиком. Шелак серьёзно не пострадал. Поэтому, когда, купив один лотерейный билет, он выиграл миллион, никто из знавших историю хорвата особо не удивился.

А ведь упрямая статистика утверждает, что шанс попасть в авиакатастрофу не более чем один на миллион, а ещё и выжить при этом — на порядок меньше. Та же статистика говорит, что в лотереях выигрывает один из 23 миллионов участников. Так всё-таки случай?

 «Титаник»

А сколько случайностей стали роковыми для творений рук человеческих?

Разные бывают случаи10 апреля 1912 года вышел в свой первый и, как оказалось, последний рейс знаменитый «Титаник» — самый большой из объектов, созданных на тот момент человеком. Достоинства судна, прежде всего его сверхнадежность, практически непотопляемость, были разрекламированы по всему миру. Но уже на третий день плавания на авансцену вышел случай. Началось с того, что прошедшая зима оказалась в Арктике самой тёплой за 30 лет, и это привело к интенсивному откалыванию айсбергов. Капитан «Титаника» был предупреждён об этом, но продолжал вести судно со скоростью более 20 узлов. Следующая случайность заключалась в том, что вахта осталась без биноклей. Третьей (возможно, роковой) случайностью стало то, что на пути лайнера оказался не обычный, а чёрный айсберг — перевернувшаяся вверх своей тёмной, не покрытой инеем и едва различимой в ночи поверхностью ледяная гора. По статистике, так дрейфует один из тысячи айсбергов. 14 апреля, через два с половиной часа после столкновения с айсбергом, «непотопляемый» лайнер пошёл на дно, унеся около 1500 жизней.

А вы знали об этом?  Дадаизм - отрицающее искусство

«Гинденбург»

Разные бывают случаиВ марте 1936 года немцы удивили мир, подняв в воздух самый большой по тому времени летательный аппарат — пассажирский дирижабль «Гинденбург», призванный продемонстрировать миру техническое могущество Третьего рейха. Поскольку баллоны дирижабля были заполнены пожароопасным водородом, мерам безопасности уделялось особое внимание: вся команда была облачена в антистатическую одежду и обувь на пеньковой подошве. У пассажиров перед посадкой изымались спички, зажигалки и фонарики. Казалось бы, предусмотрели всё. Дирижабль, уже успешно совершив несколько трансатлантических рейсов, 3 мая 1937 года вновь вылетел в Нью-Йорк. Но при посадке в пункте назначения произошла катастрофа — возгорание и взрыв, в результате которого погибли 36 человек.

Аварийная комиссия установила, что в хвостовой части корпуса произошёл случайный обрыв одной из сотен стальных проволочных расчалок (тонкий трос, стальная проволока, оттянутая в каком-либо направлении для соединения частей конструкции в определённом положении) — в виде сети облегающих изнутри каркас для передачи на него давления от газовых баллонов. В результате был повреждён один из баллонов, последовала незначительная утечка газа. После сбрасывания посадочных канатов оболочка дирижабля из-за худшей электропроводности её материала оказалась заземлена слабее, чем его корпус. Это привело к возникновению между ними разности потенциалов, что в условиях повышенной влажности вызвало искру, воспламенившую водород. Судьбу машины и людей решила одна-единственная проволочка.

Ту-144 и «Конкорд»

3 июня 1973 года на авиасалоне в Ле-Бурже на глазах многочисленной публики потерпел катастрофу первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, гордость советского авиапрома. Погибли все находившиеся на борту. Советско-французская комиссия, отметив, что отказов техники не было, так и не назвала точных причин катастрофы. В качестве таковых предположительно называлась одна или возможное сочетание трёх случайностей: неправильно отрегулированный перед вылетом в Париж автомат триммирования (предназначенный для снижения нагрузок на штурвал), неожиданное появление на взлётной полосе истребителя «Мираж» и даже кинокамера, выпавшая при последнем манёвре самолёта из рук одного из членов экипажа и заклинившая штурвал.

А вы знали об этом?  Фтор в питьевой воде - заговор?

Разные бывают случаиАналог и конкурент Ту — англо-французский «Конкорд» продержался в небе дольше. Он благополучно совершал регулярные рейсы в Нью-Йорк из Парижа и Лондона, пока 25 июля 2000 года в аэропорту Шарль де Голль, едва взлетев, не взорвался и рухнул. Погибли 109 человек на борту и четверо на земле. Причиной трагедии, безусловно, стал случай. Топливные баки «Конкорда» оказались пробиты фрагментами шины собственного шасси. Шина же разрушилась из-за того, что при разбеге наскочила на некую выполненную из титана деталь. Та, в свою очередь, случайно оторвалась от обшивки взлетевшего пятью минутами раньше американского самолёта. Следует заметить, что, как правило, эта малоответственная деталь обычно изготовлялись из менее твёрдого алюминия. Если бы под шасси «Конкорда» попала алюминиевая деталь, катастрофа бы не случилась. Но, говорят, история не приемлет сослагательного наклонения.

Без сомнения, можно вспомнить ещё немало реальных событий, в которых решающую (иногда — спасительную, а порой — роковую) роль взял на себя его величество случай. Но и рассказанного, вероятно, достаточно, чтобы почувствовать, как бы глубоко ни проник человеческий разум в природу и тайны мироздания, люди не могут не считаться с этим, и вынуждены смириться с тем, что в их судьбы способен вмешаться случай.

Гель 1 Сустав 1 Гель 2 Сустав 2

Для тех кто хочет знать больше!

Подписка на новые, интересные статьи этого сайта.