Растафарианство — самая демократичная религия

Растафарианство — самая демократичная религия

Растаманы — сторонники религиозного движения растафарианства. Название религии происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I (1892-1975). Это имя, означающее Сила Святой Троицы, он получил при крещении, а в миру его звали Рас Тафари Маконнен. Растаманы считают, что Селассие I был воплощением бога на земле, которого они называют Джа, что переводится с древнееврейского как «естество».

Назад в Африку!

— Наша религия — самая демократичная в мире, — с гордостью утверждают растаманы Ямайки, где растафарианство необычайно популярно. — Она не нуждается в богослужениях, проповедниках, иконах, пышных церемониях и храмах. Каждый растаман должен найти веру и бога Джа в самом себе, а ещё поддерживать и любить друг друга и отказаться от порочных ценностей западного общества, которое мы называем Вавилоном. Если человек соблюдает эти принципы, он после смерти непременно попадёт в рай!

Растаманы уверены, что Святая Земля находится в Эфиопии, которую они считают своей изначальной родиной.

Своеобразным пророком растафарианства считается ямайский публицист, политик, писатель и общественный деятель Маркус Гаври, лидер движения «Назад в Африку». Он появился на свет 17 августа 1887 года на острове Ямайка, в то время британской колонии. После седьмого класса вынужден был покинуть стены школы, чтобы работать мойщиком посуды в кафе и поддержать своей зарплатой семью.

В свободное время много читал (особенно налегал на религиозную литературу). Считал, что у ямайцев должна быть своя религия. Так он пришёл к растафарианст-ву. С двадцати лет выступал на митингах и публиковал статьи, призывающие чернокожих бороться за свои права, чем завоевал популярность на родине. Ямайцы боготворили Маркуса. Благоволила ему и ямайская православная церковь, которая таким образом способствовала распространению растафарианства.

В 1914 году Маркус основал Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. В своих речах призывал негритянское население к расовой чистоте, предрекал коронацию чёрного короля на африканском континенте и ратовал за переселение ямайцев в Африку.

Это он во многом способствовал тому, что император Эфиопии Хайле Селассие I был провозглашён приверженцами растафарианства воплощением бога Джа. Последователи растафари на Ямайке упрямо верят, что Селассие являлся потомком библейского царя Соломона и царицы Савской.

 

В грехе и ненависти

Маркус Гаври всячески превозносил достоинства эфиопского монарха, восхищался его человеческими и деловыми качества, растафарианство называл «самой гуманной религией», а ещё последовательно бичевал пороки колониализма. Он заявлял: — Западный мир погряз в грехе и ненависти. Ради наживы политики загнивающего общества готовы пойти на любые преступления: они развязывают войны, жертвами которых становятся миллионы.

А вы знали об этом?  «Звёзды Вайомингской тюрьмы». Эшафот для проигравших

Они отравляют атмосферу, безжалостно эксплуатируют природные богатства, вырубают леса и ведут мир к катастрофе! Капиталисты совершенно’не заботятся о душе человека, и хотя на словах многие из них веруют в Христа, поиска бога им явно не хватает. Такие «христиане» хоть и говорят, что бог — это любовь, но по их реальным действиям этого и не скажешь. Получается, что их религия — сплошное фарисейство, а вот растафарианство — истинная и благородная вера!

По мнению Гаври, растаманы не должны кого-то обращать в свою веру, как это практикуют представители других религий, — новообращённые должны приходить к вере в бога Джа сами, а ещё постоянно культивировать африканскую самобытность, не принимать западные ценности и жить по принципам любви к ближнему своему.

Маркус Гаври в своих речах уверял ямайцев, что они были отданы в рабство белокожим самим богом Джа в наказание за их многолетние грехи.

— Но скоро Джа смилостивится, явится на землю и уведёт наш народ в «землю обетованную» — Эфиопию! — таким пассажем обычно завершал свои проникновенные речи Гаври.

Добившись огромной популярности и больших успехов в распространении растафарианства по миру, Маркус уехал в США и там основал несколько филиалов ассоциации. Но в дальнейшем его ждало полное фиаско — в 1922 году он был осуждён за финансовые махинации и провёл пять лет в американской тюрьме, после чего потерял не только здоровье, но и авторитет в негритянском движении. Умер в 1940 году в Лондоне от инсульта, находясь в политической изоляции.

Однако его статьи и тезисы речей в настоящее время переживают новый всплеск популярности.

Образ жизни и духа

Много лет изучению растафарианства отдал британский учёный Леонард Барретт. В своём монументальном труде, изданном в 1988 году, он писал: «Растафарианство — это образ жизни и духа. Это возвращение к образу жизни наших предков, которые уважали духовность, человеколюбие и гуманность в отношении природы».

А вы знали об этом?  Надежда Крупская: жизнь во имя революции

Барретт сформулировал основные постулаты религии растаманов, среди которых выделил следующие: «Хайле Селассие I является. Живым Богом. Чёрный человек является реинкарнацией древнего Израиля, который по вине Белого человека пребывал в изгнании на Ямайке.

 

Белый человек уступает Чёрному человеку. Ямайка — ад, Эфиопия — рай. Непобедимый император Эфиопии является спасителем для изгнанных лиц африканского происхождения, который пришёл, чтобы помочь им вернуться в Эфиопию. В ближайшее время чернокожие должны начать править миром».

Однако современные растаманы считают, что эти постулаты Барретта тридцатилетней давности сейчас не имеют актуального значения. В доказательство правильности своих выводов они приводят сведения о резком росте числа белых растаманов в странах Европы и Америки.
Растаманы отнюдь не чужды земным удовольствиям, одним из которых они считают употребление каннабиса, или марихуаны. По убеждению последователей растафарианства, каннабис впервые вырос на могиле царя Соломона и впитал его мудрость.

Поэтому ещё одно популярное название каннабиса — «трава мудрости». Употребление этого наркотика, считают растаманы, благотворно влияет на здоровье человека: повышает общий тонус организма, вселяет бодрость, дарит оптимизм, помогает забыть трудности и невзгоды, а главное — даёт чудесный шанс побывать в мире грёз. Кроме того, по мнению растаманов, каннабис даёт возможность очищения от ненужного понимания мира.

Смерть кумира

— Ибо другими путями это не излечить! — часто повторял знаменитый исполнитель музыки в стиле регги и растаман Боб Марли (1945-1981).
Он родился в бедной семье, перепробовал много рабочих профессий, к музыке приобщился в 16 лет под влиянием друзей. Создал свою группу, которая исполняла его баллады, и исповедовал растафарианство.

Во многом благодаря его исполнительской и концертной деятельности число растаманов в мире стремительно росло и в 80-х годах XX века достигло двух миллионов.

К огромному сожалению многочисленных поклонников, 11 мая 1981 года Боб Марли ушёл из жизни вследствие тяжёлого онкологического заболевания. Последними словами, сказанными им сыну Зигги, были: «Money can’t buy life» (в дословном переводе — «Деньги не могут купить жизнь»).

Музыковеды считают, что регги впитал в себя гармонии и ритмы национальной ямайской музыки, основанной на чётком ритме барабанов Найабинги. Тексты баллад Боба Марли призывали к человеколюбию и братству. Благодаря ему сформировался и типичный облик растамана, который носит дреды, мешковатую куртку, джинсы и непременную вязаную разноцветную шапочку.

А вы знали об этом?  Большое путешествие Семена Маленького

Постепенно тексты регги, изначально проповедовавшие христианские ценности, стали более политизированными, злободневными. Они все чаще бичевали социальную и экономическую несправедливость, постепенно превратившись в голос угнетённых, но не предающихся унынию и тоске, а умеющих поймать кайф в каждой мелодии, в каждом аккорде, в каждой строке.

Интересно, что регги прижился и на постсоветском пространстве, эта музыка часто звучала в исполнении групп «Комитет охраны тепла», «Карибасы», «Михей и Джуманджи», «Саранча». Обращался к регги и недавно ушедший из жизни молодой талантливый исполнитель Кирилл Толмацкий, выступавший под псевдонимом Децл.

Сила и спокойствие

Растаманы на Ямайке негативно относятся к ценностям западного общества и считают, что во многом низкий уровень жизни местных жителей обусловлен действиями таких организаций, как Международный валютный фонд.

Также растаманы уверены, что достойны иметь свою правовую систему и свой суд.

— Мы — богом избранный народ, который способен нести другим жителям земли силу, уверенность и спокойствие, — говорил Боб Марли.
Растаманы строго придерживаются определённых правил в быту: употребляют в пищу овощи и фрукты, рыбу (не более двенадцати сантиметров длиной), не применяют соль, отвергают алкоголь, свинину, из напитков кофе и молоку предпочитают травяные чаи.

Новорождённый ребёнок непременно благословляется старейшиной растафа-рианской общины. Церемония сопровождается песнями и молитвами. А вот свадебные торжества на Ямайке не практикуются.

Мужчина и женщина, живущие вместе, автоматически считаются мужем и женой. Сам брак растаманы рассматривают как социальный факт, а не религиозное событие.

В растафарианстве не существует погребального обряда, чтобы ознаменовать конец жизненного пути усопшего. Растаманы верят в реинкарнацию и считают, что жизнь — это вечный и непрерывный процесс.

Свои религиозные встречи верующие называют сессиями или беседами, как правило, они собираются в просторном доме какого-нибудь растамана. Молитвы сопровождаются мелодиями регги.

— Наша религия постепенно завоюет весь мир! — в этом твёрдо уверены современные приверженцы растафарианства.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *