Проклятые места шаманки Фёклы Бережновой
Неизведанное

Проклятые места шаманки Фёклы Бережновой

Сады России

В древности люди верили, что колдуны и шаманы не умирают окончательно — даже в мёртвом, на первый взгляд, теле теплится искорка жизни. Именно поэтому таких людей издавна хоронили отдельно и старались не тревожить их могилы. Кому хочется иметь дело с ожившим мертвецом?

Могилы крымских колдуний

Проклятые места шаманки Фёклы БережновойВ Усть-Альминском могильнике на берегу Чёрного моря более двух тысяч лет назад хоронили своих мёртвых скифы, сарматы, аланы. Во время раскопок в захоронениях попадается множество магических предметов — талисманов, оберегов и вещиц совершенно неизвестного назначения. Особенно часто они встречаются в женских могилах. В одной из них был обнаружен скелет женщины средних лет, рядом с которым лежала серебряная коробочка. А в ней — девять человеческих зубов и один звериный. Некоторые зубы, похоже, носили следы лечения. Возможно, обитательница могилы при жизни занималась врачеванием? В те времена целительство было тесно связано с магией, и ни один «сеанс лечения» не обходился без колдовских ритуалов. Вероятно, «лекарка» тоже совершала особые обряды при помощи зубов, удалённых у пациентов. Видимо, после кончины родственники колдуньи положили её «магический инструмент» в могилу, опасаясь мести злых духов.

Не меньший интерес вызвало у археологов и захоронение другой сарматки. Она происходила из знатного рода. В ногах у неё нашли мешок, куда были сложены разнообразные предметы: связки колокольчиков, бус, бронзовых колец, в каждой — по девять вещиц. Кроме того, в мешке находились артефакты, которые при жизни женщины уже можно было назвать антиквариатом: топоры и булавы эпохи бронзового века, обломки каких-то талисманов и статуэток. Исследователи предположили, что покойница, будучи шаманкой, обыскивала древние могилы и извлекала оттуда то, что могла использовать в магических ритуалах.

Кстати, когда вскрывали это захоронение, один из археологов заболел гепатитом. Как утверждает руководитель экспедиции Александр Пуздровский, болезни, преследующие тех, кто принимает участие в раскопках «шаманских» могил, вовсе не редкость. Так, корреспондентка одной из центральных газет, присутствовавшая при вскрытии могилы шаманки, жившей в начале I тысячелетия, сфотографировалась на память в сережках — прекрасно сохранившихся массивных золотых подвесках-цепочках, украшенных вставками из цветного стекла. Всего час спустя у журналистки вдруг поднялась температура, заболело горло и заломило суставы. Она хворала целый месяц…

А вы знали об этом?  Чертовщина береговой базы 375

Связь с «нижним миром»

На Колымском тракте, проходящем через территорию Якутии, растёт священное шаман-дерево. Путники останавливаются перед ним, чтобы оставить дань — деньги или любую личную вещицу, такую как расчёска, платок или значок… Говорят, если умилостивишь потусторонние силы, путь будет удачным. А ведь трасса эта считается одной из самых опасных! Кроме того, здесь течёт ручей, где вода не замерзает даже в 70-градусный мороз; Она удивительна на вкус и не портится месяцами.

Так или иначе, к духам и шаманской атрибутике местные жители относятся с особым почтением. Духам можно приносить дары, но ни в коем случае нельзя ничего забирать со священных мест. Нельзя также трогать вещи, принадлежащие шаманам, и наносить им какой-то ущерб. Иначе навлечёшь на себя гнев обитателей «нижнего мира», с которым общаются шаманы.

Русская шаманка

Проклятые места шаманки Фёклы БережновойВ районе Средней Колымы, в устье Буор-Юряха, когда-то существовал Алазейский острог — одно из первых русских поселений на Крайнем Севере. Основали его в XVII столетии казаки. К концу XVIII века они частично ассимилировались с коренными жителями — якутами и юкагирами. В нескольких километрах от острога расположено село Сватай — поговаривают, что название происходит от русского глагола «свататься». Казаки будто бы ездили сюда за жёнами-аборигенками. Было очень много смешанных браков. В одном из них и родилась Фёкла Бережнова. Говорят, была она красивой, доброй и обладала даром целительства. Местные жители называли её шаманкой и относились с почтением. Однако жизнь девушки трагически оборвалась в 19 лет. Отец хотел выдать дочь за богатого соседа, а ей приглянулся бедный якут.

Возлюбленный предложил Фёкле бежать. Запрягли в сани не то оленей, не то собак — и помчались по льду на тот берег. По пути сани угодили в полынью и утонули.

А вы знали об этом?  Лампа привидения человека с крюком

Store77

Несмотря на «шаманскую» славу, Фёклу похоронили на местном кладбище возле часовни. В тех местах часто бушевали пожары, многие захоронения оказались повреждены, но, дойдя до могилы Бережновой, пламя гасло. Так свидетельствуют местные жители.

Интересно, что удалось получить документальное подтверждение легенды. Историк Мария Старостина обнаружила архивные записи о том, что 6 февраля 1777 года в семье «пашенного крестьянина» Василия Бережнова родилась дочь Фёкла. Также сохранилась запись о том, что Фёкла Бережнова утонула 10 декабря 1796 года. А рядом — записи о двух также утонувших якутах, проживавших в Бойдонской волости Верхнеколымской крепости. Это были 68-летний Матвей Дьячков и 45-летний Михайло Дьячков. Именно Михайло являлся возлюбленным Фёклы. Можно удивиться тому, что совсем юная девушка влюбилась в мужчину средних лет. Но Старостина считает, что возраст могли записать неправильно, что в ту эпоху нередко случалось, и на самом деле жених Бережновой мог оказаться гораздо моложе. Матвей Дьячков мог приходиться Михайло отцом или дядей.

Страшная месть

В 1975 году могилу Фёклы осквернили — разрыли захоронение, а тело выбросили из гроба. Вскоре милиция задержала трёх шабашников из Аргахтаха. Зная легенду о Фёкле, те решили, что в её могиле обязательно должно быть золото.

Проклятые места шаманки Фёклы БережновойКогда шабашники вскрыли крышку гроба, то увидели, что лицо красавицы практически не тронуто тлением — в вечной мерзлоте труп прекрасно сохранился. Никакого золота в могиле, правда, не нашли — только медный крестик на груди девушки и какие-то железные побрякушки — может, амулеты. Шабашники крепко выпили и не погнушались снять с покойницы одежду и сфотографироваться вместе с обнажённым трупом. Эти фотоснимки были позднее приобщены к уголовному делу.

А вы знали об этом?  Фатимские видения Божией Матери

Никто из осквернителей не прожил после этого долго. Один из преступников сошёл с ума ещё до суда, сидя в следственном изоляторе. Хотя всех троих приговорили только к условным срокам, через несколько лет все они умерли при разных, но страшных обстоятельствах. А вслед за этим сгорело и здание прокуратуры, где хранилось дело гробокопателей вместе с позорными фотографиями. Никто даже не сомневался, что это русская шаманка отомстила своим обидчикам.

Прогулки покойницы

Говорят, что до середины 80-х годов прошлого столетия на территории бывшего Алазейского острога жил некий Михаил Слепцов, взявший на себя добровольную обязанность ухаживать за могилой русской шаманки. И будто бы он не раз видел Фёклу гуляющей на берегу речки Алазеи.

Как-то раз в доме у Слепцова остановилась на ночлег комсомольская агитбригада. Старик после водочки принялся травить свои байки про Фёклу, а один из комсомольцев вдруг закричал, что видит, как покойница заглядывает в окна. Наутро его увезли в психиатрическую лечебницу.

В наши дни через Алазейский острог проходит тракт, ведущий из села Сватай в Аргахтах. У местных водителей есть традиция: проезжая мимо старого заброшенного кладбища, посигналить, приветствуя шаманку, — иначе непременно приключится в пути какая-нибудь неприятность. А ещё говорят, что по ночам могила Фёклы Бережновой светится загадочным светом.

Читай-город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *