Предание о рождении бога Трояна

В «Слове о полку Игорем» и апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» неоднократно упоминается славянский бог Троян, искусный врачеватель, почитавшийся наравне с Перуном и Белесом. Древние легенды называют Трояна властелином трёх миров. Его считали своим покровителем скоморохи. А что, если Троян — не только герой мифа? Что, если он существовал на самом деле и был человеком, наделённым необычными способностями?

Мудрый сын Велеса

Происхождение Трояна задаёт историкам и исследователям фольклора немало загадок. Некоторые из них считают, что под его личиной скрывался трёхголовый змей-оборотень, правивший несколько десятков веков назад в землях южных славян. Другие же склоняются к тому, что покорёнными народами Дакии (страна на территории современной Румынии) был обожествлен римский император Марк Ульпий Траян, который много лет успешно воевал на Балканах, и «тропа Трояна» из «Слова о полку Игореве» — это его военная дорога, сохранившаяся сегодня в Причерноморье.

ТроянаОднако на славянских землях о рождении бога Трояна существует вот какое предание. Некогда Велес покинул Ирей (в восточнославянской мифологии — рай, страна, находящаяся на юго-западе, где зимуют птицы и змеи, — прим. ред.) и поселился среди людей. Временного приюта он попросил у девятерых братьев-богатырей, вместе с которыми в доме жила их красавица сестра. Девушка очень понравилась Велесу, и вскоре он попросил у братьев её руки. После весёлой свадьбы у бога и его смертной жены родились трое детей: две девочки и мальчик, которого нарекли Трояном.

С детских лет сын поражал отца с матерью своим великим разумом и способностями к целительству и чародейству, а потому, когда пришла пора Велесу возвращаться в Ирей, он отдал мальчика на воспитание богу мудрости Китоврасу. Надо сказать, что Троян был очень способным учеником и вскоре во многих науках даже превзошёл своего учителя. И тогда поручили ему боги охранять врата между мирами Яви, Нави и Прави. Однако, если верить другой легенде, Троян семь веков правил всеми славянскими землями (о чем говорится и в «Слове о полку Игореве»), и все последующие княжеские семьи произошли от этого бога. Конечно же, можно было поставить под сомнение это предание, но родовой знак Рюриковичей, которых русские государи называли своими предками, изображал трезубец Трояна.

А вы знали об этом?  Освоение Америки немецким домом Вельзеров

Конь-гадатель

Немало вопросов вызывает и внешний облик Трояна. Если в славянской мифологии русских земель он описывается как русоволосый мужчина богатырского телосложения с густой седоватой бородой, то в преданиях южных и западных славян он выглядит совсем иначе. Так, в храме этого бога, что стоял до 1127 года в польском городе Щецине, в течение нескольких веков находилось большое святилище Трояна (или Триглава, как его называли в этих землях). Там стояла его статуя, изображавшая молодого человека с тремя головами. Согласно легендам, и характером этот Триглав сильно отличался от мудрого и доброго восточнославянского бога.

ТроянаСчиталось, что одна из его голов питается рыбой, вторая — животными, а третья — людьми. Как бы то ни было, но бог Триглав почитался местными жителями, и храм его всегда был полон людей. Многие из них приходили к статуе Триглава, чтобы узнать свою судьбу, так как этот бог был известен и как предсказатель. Причём прогнозы на будущее трёхглавый оракул делал не только рядовым гражданам, но и целым племенам, и помогал ему в этом священный вороной конь, живший при храме. Люди верили, что этот конь — воплощение коня Триглава, того самого, на котором бог, будучи ещё правителем людей, объезжал подвластные ему земли.

А гадание заключалось в следующем. Собираясь в набег, местные вожди приходили к храму Триглава, чтобы узнать прогноз планируемой военной кампании. Жрецы выносили девять острых копий и раскладывали их на земле. Затем верховный служитель Триглава трижды проводил священного коня через разбросанное оружие. Если жеребец ни разу не споткнулся — поход сулил большую удачу, а вот если его копыто касалось хотя бы одного из копий — набег следовало отложить. Легенды гласят, что прогнозы коня всегда были верны, и в благодарность за них служители храма получали десятую часть военной добычи.

А вы знали об этом?  Башня для Марины Мнишек

В 1127 году храм Триглава был разорён христианами, которыми руководил епископ Отто Бамбергский, ныне причисленный к лику католических святых. Однако, согласно преданию, жрецы Триглава всё же смогли спасти его уникальную статую. Они вынесли изваяние в лес, где скрыли в дуплистом пне дерева. Позднее этот пень переносился из одного тайного святилища Триглава в другое, но сегодня следы этой уникальной статуи затерялись.

Родник на Замри-горе

На протяжении долгих столетий, вплоть до начала прошлого века, главными почитателями бога Трояна и его тайными жрецами считались… скоморохи. Предания гласят, что однажды эти бродячие артисты целую ночь развлекали уставшего в пути бога песнями, плясками да солёными шутками. Довольный представлением бог подарил им серебряную маску, способную выполнять любое желание и оберегать своего владельца от всякого зла. С тех пор и стали скоморохи главными служителями Трояна, выполнявшими тайные обряды и приносившими жертвы этому богу. Бродячие артисты изобрели даже свой особый язык, говорить на котором могли только посвящённые. Как бы то ни было, но неоседлая скоморошья жизнь и наличие секретного языка очень помогли культу Трояна с приходом христианства. Скоморохи свято хранили древние славянские традиции и по мере возможности рассказывали о них людям. Неслучайно же частым спутником скоморохов был медведь — священное животное, чьё присутствие считалось необходимым при многих обрядах.

Запрет скоморошества

Спустя века Православная церковь, видимо, «разглядела» в весёлых артистах «охотников за душами прихожан», и в середине XVII века скоморошество особым указом патриарха Никона было запрещено. За весёлые представления с артистами теперь расплачивались батогами, острогом и ссылкой, а потому служителям Трояна нужна была новая маскировка. И вот вместо скоморошьих ватаг пошли по деревням и сёлам торговцы-офени да ходебщики-лотошники. Но новый образ жизни не заставил бывших скоморохов забыть о своих традициях и тайне.

А вы знали об этом?  Казнь в Японии и самурайский кодекс

Трояна

Согласно легенде, серебряная маска Трояна не утрачена и по сей день. Изначально на протяжении многих десятилетий она хранилась в тайном схроне на некой Замри-горе. По мнению историка и этнографа Андрея Синельникова, это сакральное место находится под Можайском близ деревни Шапкино (Московская область). На протяжении столетий раз в году на Иванов день стекались сюда представители скоморошьего племени со всех городов и весей Центральной России. С наступлением темноты на вершине горы зажигали костры и приступали к главному обряду.

Из тайника извлекалась маска, и каждый из присутствующих примерял её, читая некий заговор и загадывая желание. Затем все скоморохи водили хоровод вокруг костров, распевая песню «Гора, расти!», — и Замри-гора прямо на глазах значительно увеличивалась в размерах. И тут же на её вершине начинал бить родник — подарок Трояна своим служителям. Вода из этого родника даровала мудрость, здоровье и вечную молодость, а также защищала от порчи и сглаза. Под утро один из скоморохов кричал: «Гора, замри!» — и место празднества служителей Трояна принимало прежние размеры, а родник убегал под землю.

Подробности проведения этого обряда Андрею Синельникову рассказали местные жители, чьи предки не раз подсматривали за праздником скоморохов. Говорят, что собирались на Замри-горе служители Трояна вплоть до 1917 года, а затем его чудесная маска, судя по всему, нашла себе другое тайное пристанище.

И всё же главное божественное предназначение Трояна — даровать людям здоровье. Согласно легендам, именно он стал наставником первых целителей, открыв ученикам секреты луговых трав и научив варить из них лекарства и мази. Современные поклонники Трояна верят, что и в наши дни добрый бог не оставляет больных и страждущих.