Предание о рождении бога Трояна

В «Слове о полку Игорем» и апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» неоднократно упоминается славянский бог Троян, искусный врачеватель, почитавшийся наравне с Перуном и Белесом. Древние легенды называют Трояна властелином трёх миров. Его считали своим покровителем скоморохи. А что, если Троян — не только герой мифа? Что, если он существовал на самом деле и был человеком, наделённым необычными способностями?
Мудрый сын Велеса
Происхождение Трояна задаёт историкам и исследователям фольклора немало загадок. Некоторые из них считают, что под его личиной скрывался трёхголовый змей-оборотень, правивший несколько десятков веков назад в землях южных славян. Другие же склоняются к тому, что покорёнными народами Дакии (страна на территории современной Румынии) был обожествлен римский император Марк Ульпий Траян, который много лет успешно воевал на Балканах, и «тропа Трояна» из «Слова о полку Игореве» — это его военная дорога, сохранившаяся сегодня в Причерноморье.
Однако на славянских землях о рождении бога Трояна существует вот какое предание. Некогда Велес покинул Ирей (в восточнославянской мифологии — рай, страна, находящаяся на юго-западе, где зимуют птицы и змеи, — прим. ред.) и поселился среди людей. Временного приюта он попросил у девятерых братьев-богатырей, вместе с которыми в доме жила их красавица сестра. Девушка очень понравилась Велесу, и вскоре он попросил у братьев её руки. После весёлой свадьбы у бога и его смертной жены родились трое детей: две девочки и мальчик, которого нарекли Трояном.
С детских лет сын поражал отца с матерью своим великим разумом и способностями к целительству и чародейству, а потому, когда пришла пора Велесу возвращаться в Ирей, он отдал мальчика на воспитание богу мудрости Китоврасу. Надо сказать, что Троян был очень способным учеником и вскоре во многих науках даже превзошёл своего учителя. И тогда поручили ему боги охранять врата между мирами Яви, Нави и Прави. Однако, если верить другой легенде, Троян семь веков правил всеми славянскими землями (о чем говорится и в «Слове о полку Игореве»), и все последующие княжеские семьи произошли от этого бога. Конечно же, можно было поставить под сомнение это предание, но родовой знак Рюриковичей, которых русские государи называли своими предками, изображал трезубец Трояна.
Конь-гадатель
Немало вопросов вызывает и внешний облик Трояна. Если в славянской мифологии русских земель он описывается как русоволосый мужчина богатырского телосложения с густой седоватой бородой, то в преданиях южных и западных славян он выглядит совсем иначе. Так, в храме этого бога, что стоял до 1127 года в польском городе Щецине, в течение нескольких веков находилось большое святилище Трояна (или Триглава, как его называли в этих землях). Там стояла его статуя, изображавшая молодого человека с тремя головами. Согласно легендам, и характером этот Триглав сильно отличался от мудрого и доброго восточнославянского бога.
Считалось, что одна из его голов питается рыбой, вторая — животными, а третья — людьми. Как бы то ни было, но бог Триглав почитался местными жителями, и храм его всегда был полон людей. Многие из них приходили к статуе Триглава, чтобы узнать свою судьбу, так как этот бог был известен и как предсказатель. Причём прогнозы на будущее трёхглавый оракул делал не только рядовым гражданам, но и целым племенам, и помогал ему в этом священный вороной конь, живший при храме. Люди верили, что этот конь — воплощение коня Триглава, того самого, на котором бог, будучи ещё правителем людей, объезжал подвластные ему земли.
А гадание заключалось в следующем. Собираясь в набег, местные вожди приходили к храму Триглава, чтобы узнать прогноз планируемой военной кампании. Жрецы выносили девять острых копий и раскладывали их на земле. Затем верховный служитель Триглава трижды проводил священного коня через разбросанное оружие. Если жеребец ни разу не споткнулся — поход сулил большую удачу, а вот если его копыто касалось хотя бы одного из копий — набег следовало отложить. Легенды гласят, что прогнозы коня всегда были верны, и в благодарность за них служители храма получали десятую часть военной добычи.
В 1127 году храм Триглава был разорён христианами, которыми руководил епископ Отто Бамбергский, ныне причисленный к лику католических святых. Однако, согласно преданию, жрецы Триглава всё же смогли спасти его уникальную статую. Они вынесли изваяние в лес, где скрыли в дуплистом пне дерева. Позднее этот пень переносился из одного тайного святилища Триглава в другое, но сегодня следы этой уникальной статуи затерялись.
Родник на Замри-горе
На протяжении долгих столетий, вплоть до начала прошлого века, главными почитателями бога Трояна и его тайными жрецами считались… скоморохи. Предания гласят, что однажды эти бродячие артисты целую ночь развлекали уставшего в пути бога песнями, плясками да солёными шутками. Довольный представлением бог подарил им серебряную маску, способную выполнять любое желание и оберегать своего владельца от всякого зла. С тех пор и стали скоморохи главными служителями Трояна, выполнявшими тайные обряды и приносившими жертвы этому богу. Бродячие артисты изобрели даже свой особый язык, говорить на котором могли только посвящённые. Как бы то ни было, но неоседлая скоморошья жизнь и наличие секретного языка очень помогли культу Трояна с приходом христианства. Скоморохи свято хранили древние славянские традиции и по мере возможности рассказывали о них людям. Неслучайно же частым спутником скоморохов был медведь — священное животное, чьё присутствие считалось необходимым при многих обрядах.
Запрет скоморошества
Спустя века Православная церковь, видимо, «разглядела» в весёлых артистах «охотников за душами прихожан», и в середине XVII века скоморошество особым указом патриарха Никона было запрещено. За весёлые представления с артистами теперь расплачивались батогами, острогом и ссылкой, а потому служителям Трояна нужна была новая маскировка. И вот вместо скоморошьих ватаг пошли по деревням и сёлам торговцы-офени да ходебщики-лотошники. Но новый образ жизни не заставил бывших скоморохов забыть о своих традициях и тайне.
Согласно легенде, серебряная маска Трояна не утрачена и по сей день. Изначально на протяжении многих десятилетий она хранилась в тайном схроне на некой Замри-горе. По мнению историка и этнографа Андрея Синельникова, это сакральное место находится под Можайском близ деревни Шапкино (Московская область). На протяжении столетий раз в году на Иванов день стекались сюда представители скоморошьего племени со всех городов и весей Центральной России. С наступлением темноты на вершине горы зажигали костры и приступали к главному обряду.
Из тайника извлекалась маска, и каждый из присутствующих примерял её, читая некий заговор и загадывая желание. Затем все скоморохи водили хоровод вокруг костров, распевая песню «Гора, расти!», — и Замри-гора прямо на глазах значительно увеличивалась в размерах. И тут же на её вершине начинал бить родник — подарок Трояна своим служителям. Вода из этого родника даровала мудрость, здоровье и вечную молодость, а также защищала от порчи и сглаза. Под утро один из скоморохов кричал: «Гора, замри!» — и место празднества служителей Трояна принимало прежние размеры, а родник убегал под землю.
Подробности проведения этого обряда Андрею Синельникову рассказали местные жители, чьи предки не раз подсматривали за праздником скоморохов. Говорят, что собирались на Замри-горе служители Трояна вплоть до 1917 года, а затем его чудесная маска, судя по всему, нашла себе другое тайное пристанище.
И всё же главное божественное предназначение Трояна — даровать людям здоровье. Согласно легендам, именно он стал наставником первых целителей, открыв ученикам секреты луговых трав и научив варить из них лекарства и мази. Современные поклонники Трояна верят, что и в наши дни добрый бог не оставляет больных и страждущих.