Поздеев и Гилёв: бессмысленный побег

Поздеев и Гилёв: бессмысленный побег

 

В октябре 1970 года двое советских студентов захватили небольшой самолёт, выполнявший рейс Керчь-Краснодар. Им удалось приземлиться в Турции и даже получить там политическое убежище. Но этот побег оказался самым бессмысленным в истории воздушного терроризма. После пребывания в лагере для перемешенных лиц оба угонщика добровольно вернулись на родину, где были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения.

Без серьёзных причин

Преступниками были двоюродные братья: 21-летний студент Крымского медицинского института Николай Гилёв и 20-летний студент керченского филиала Севастопольского приборостроительного института Виталий Поздеев. Позднее на суде отмечалось, что серьёзных поводов для побега у молодых людей не имелось. Они вполне лояльно относились к советскому строю, не испытывали притеснений по религиозным или национальным мотивам, не мечтали покорить мир своим творчеством. Оба брата происходили из обеспеченных семей и имели возможность жить достаточно комфортно.

Но молодые люди считали, что за границей им будет лучше, и неоднократно пытались покинуть СССР. В 1969 году Виталий Поздеев спрятался в трюме круизного лайнера «Армения», следовавшего в Турцию. Правда, добраться до заграничного берега не получилось: из-за приступов морской болезни студент был вынужден сойти в Одессе. Николай Гилёв пытался устроиться в состав океанографической экспедиции, чтобы иметь возможность остаться в чужом порту, но безуспешно. Чуть позже оба брата проникли на туристический теплоход «Украина» и спрятались в ящике для инструментов. Ещё до отхода лайнера незадачливых беглецов обнаружили матросы. Братьев ссадили на берег без привлечения сил правопорядка.

Мешок на голове

Студенты разработали новый план: угнать небольшой самолёт. В те годы через Керченский пролив летали так называемые воздушные такси — лёгкие двухмоторные аппараты L-200 «Морава» чехословацкого производства, рассчитанные на одного пилота и четырёх пассажиров.
Братья решили выкупить все четыре билета, в полёте напасть на лётчика и угнать крылатую машину в Турцию. Чтобы научиться управлять летательным аппаратом, Николай Гилёв даже окончил курсы пилотов ДОСААФ в Севастополе.

С собой беглецы планировали взять деревянный муляж пистолета, ножи, верёвки и плотный мешок, который хотели набросить на голову пилота.

Дата была определена исходя из сложившихся обстоятельств. 15 октября того же 1970 года произошёл первый в СССР успешный захват воздушного судна. Литовские диссиденты, отец и сын Пранас и Альгирдас Бразинскасы, угнали в Турцию самолёт Ан-24Б, выполнявший рейс Батуми-Сухуми. Они застрелили 19-летнюю стюардессу Надежду Курченко и ранили членов экипажа. Преступники не были выданы турецкими властями и наказания на родине не понесли. Поздеев и Гилёв понимали, что после такого события во всех аэропортах страны усилят меры безопасности, поэтому план побега следовало реализовать как можно скорее.

А вы знали об этом?  Оолуги. Охотники Страны теней

Вылет состоялся 27 октября 1970 года, через 12 дней после преступления, совершенного Бразинскасами. Предварительно Поздеев и Гилёв приобрели в Керченском аэропорту билеты на себя и несуществующую женщину с ребёнком. Но когда выяснилось, что на рейс до Краснодара зарегистрировались только двое пассажиров, к ним подсадили ещё одного — 20-летнего уральского строителя Юрия Дербенёва. Крылатую машину пилотировал 49-летний лётчик Алексей Минченко, она поднялась в воздух во второй половине дня.

Гилёв и Поздеев сели на задний ряд, уступив третьему пассажиру место рядом с пилотом. Когда самолёт набрал высоту, угонщики набросились на Дербенева и Минченко. Пассажира, который был пьян, скрутили верёвками, а пилоту набросили на голову мешок и, затянув шнур на горле, оттащили от кресла.

Действовал абсолютно правильно

Гилёв занял место за штурвалом и направил самолёт в сторону Турции. Опоздания «воздушных такси» были обычным явлением, и в аэропорту Краснодара о случившемся долгое время не подозревали: о самолёте забеспокоились, когда он уже пересёк границу СССР и следовал над нейтральными водами.

Полёт продолжался три часа. Николай Гилёв ориентировался на показания компаса. Пилот Минченко предупредил угонщиков, что горючего может не хватить, но их это не остановило.

Наступили сумерки, и Николай Гилёв, не имевший опыта ночных полётов, понял, что не сумеет самостоятельно посадить крылатую машину. Пилота освободили и, угрожая ножом, заставили совершить приземление на замеченной внизу взлётно-посадочной полосе. Она располагалась на территории военной базы США недалеко от города Синопа. Во время посадки двигатели заглохли из-за того, что горючее закончилось.

Когда самолёт остановился, к нему подъехала машина с американскими военнослужащими. Гилёв и Поздеев вышли, а Минченко и Дербенёв остались на местах и объявили, что отказываются вести переговоры без советских представителей. На военную базу вызвали дипломатов, после чего пилота и пассажира поместили в специальный изолятор. Позже их вместе с самолётом отправили на родину.

А вы знали об этом?  Буракумины - каста отверженных в Японии

Алексей Минченко некоторое время провёл под следствием, но, в конце концов, было принято решение о том, что в сложившейся ситуации он действовал абсолютно правильно, — и его вновь допустили к лётной работе.

В лагере для беженцев

Студентов-угонщиков в течение нескольких недель допрашивали сотрудники турецких спецслужб. Поначалу возникло подозрение, что они прибыли по заданию КГБ, чтобы убить отца и сына Бразинскасов, — уж слишком благополучно произошёл побег крымчан. От братьев пытались добиться информации о советских агентах и военных объектах. Убедившись, что перебежчики не знают никаких секретов и не имеют отношения к КГБ, турки, несмотря на протесты советской стороны, предоставили Гилеву и Поздееву политическое убежище.

Угонщиков перевезли в Стамбул и поместили в лагерь для беженцев. Им выдавали небольшие карманные деньги и разрешили в определённые часы гулять по городу.

 

Местные газеты и радиостанции рассказали о них своим читателям. Но дальше всё пошло совсем не так, как планировали молодые люди. История их побега вызвала лишь кратковременный интерес. Уже через несколько дней о братьях забыли. Ни денег, ни шикарной жизни не было и в помине. Парни получили комнату в бараке и скудное денежное довольствие.

Однажды они не вернулись домой в положенное время — и в качестве наказания провели ночь в карцере. А посольство США, куда они обратились за разрешением переехать в эту страну, не торопилось с ответом.

Покаянные письма

Зато активную игру с беглецами повели советские спецслужбы. С угонщиками регулярно встречались представители дипломатического корпуса. Братьям передавали письма от родственников — с просьбами вернуться домой. Их навестил знаменитый журналист-международник Валентин Зорин, который клятвенно заверил, что в случае добровольного возвращения беглецов не только простят, но и восстановят в институтах, а также предоставят им отдельные квартиры. В итоге братья подписали покаянные письма и выразили желание вернуться в СССР.

А вы знали об этом?  ТОП-10 мировых рекордов по задержке дыхания

Кстати, эти письма спустя несколько лет были опубликованы в брошюре, клеймящей происки идеологических врагов советского строя, сбивающих молодёжь с истинного пути. В частности, приводились проникновенные слова Николая Гилева: «Только здесь я понял, как велика Россия, только здесь понял, что значит остаться без Родины, без родных».

20 декабря 1971 года братьев привезли на участок сухопутной границы между СССР и Турцией в районе посёлка Сарпи недалеко от Батуми. Здесь угонщиков передали представителям советской стороны. По случаю их возвращения в местном колхозе был устроен праздничный ужин, где беглецов потчевали шашлыками и вином. Утром их отвезли в Батуми и посадили в самолёт до Москвы.

В аэропорту столицы Гилёва и Поздеева арестовали и доставили в СИЗО Лефортово, обвинив в измене родине.

Жизнь после суда

Открытый судебный процесс над угонщиками состоялся в Керчи в сентябре 1972 года. Николай Гилёв каялся и просил о снисхождении. Виталий Поздеев, возмущённый лицемерием и ложью советских дипломатов, заявил, что ненавидит социалистический строй и сожалеет о своём возвращении. В итоге первый получил 10, а второй 12 лет лишения свободы.

Гилёв сидел в мордовских лагерях, где активно сотрудничал с администрацией и доносил на товарищей, за что и был досрочно освобождён в 1978 году. Виталий Поздеев, отбывавший наказание на Урале, неоднократно участвовал в лагерных протестах и пробыл в заключении от звонка до звонка.

Рейсы «воздушных такси» из Керчи в Краснодар отменили. По инициативе СССР в декабре 1970 года в Гааге представители ведущих стран мира подписали соглашение о том, что отныне захват гражданского воздушного судна приравнивается к уголовному преступлению, а не акту политического протеста, и поэтому угонщики не могут претендовать на получение политического убежища.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *