Почему евреи – гонимый народ?

Евреи – особый народ. Понимание этого приходит обычно тогда, когда подрастающий человек впервые сталкивается с проявлениями бытового антисемитизма. Пусть даже легкого.
Например, за просмотром телевизора:
– А ты знала, что NN – еврей?
– Неужели?!
– Совершенно точно, я в газетке прочитала.
Таким образом в сознание внедряется представление, что некоторые люди, внешне ничем не отличимые от «обыкновенных», на самом деле обладают скрытым, но весьма сильным качеством – еврейской национальностью. Это качество имеет тенденцию к превращению в «универсальный объяснитель». Почему на начальственную должность назначили именно этого человека? Он еврей. Почему именно этот человек ведет программу на Первом канале? Он еврей. А уж перечисление участников «Новогоднего огонька», имеющих, по мнению зрителей, еврейское происхождение и вовсе превратилось в любимое развлечение отдыхающих граждан бывшей Страны Советов.
Почему евреи привлекают так много внимания? Почему антисемитизм по своему размаху существенно превосходит анти-тюркизм или анти-славянизм или все иные анти-? Есть ли у этого явления историческая основа?
Основа есть. Точнее, основы. Их несколько.
Религиозная основа
Дело в том, что две мировые религии, самые популярные в современном мире – христианство и ислам выросли на основе национальной религии евреев – на основе иудаизма. Первым из иудаизма выделилось христианство. Потом на основе иудаизма и христианства возник ислам. По сути, христианство возникло как течение религиозных реформаторов внутри иудаизма. При этом мифологическая и понятийная основа у иудаизма и христианства остались едиными.
Разница только в том, что иудеи считают, что Мессия, призванный спасти человечество, еще не был послан Богом, а христиане полагают, что событие это уже случилось 2019 лет назад. Несколько различаются морально-нравственные установки. Но и только. Как получилось, что ответвление национальной религии маленького ближневосточного народа распространилось по всему миру – историческая загадка.
Возможно, на пользу христианству сыграла его внутренняя логичность: один Бог (пусть и троичный) как объект поклонения был более понятен, чем объемные наборы языческих божеств. Кроме того, мировоззренческая система христианства имеет мощный психотерапевтический заряд. Если большая часть языческих культов ориентирована на поддержку сильных – воинов, вождей и пр., то христианство нацелено на помощь слабым: бедным, обижаемым и угнетаемым людям. А таких в мировом масштабе гораздо больше, чем славных вождей и сильных воинов. Христианство дает возможность легче переживать жизненные печали и горести. Недаром Карл Маркс назвал религию «опиумом народа» (во времена Маркса опиум использовался как анестезия).
Так или иначе, религия реформаторов иудаизма распространилась по миру. Вместе с этой религией распространилась и неприязнь реформаторов к тем, кто реформы не принял. То есть, вместе с христианством разошёлся по миру и системный для христианства антисемитизм. Правоверные иудеи выступают в качестве главных отрицательных персонажей в Новом Завете – христианской части Библии. Поэтому нелюбовь к евреям проникла даже туда, где их самих отродясь не было. Но так или иначе, изобретенная евреями религия – христианство – парадоксальным образом стала причиной враждебного к ним отношения в мировом масштабе.
Историческая основа
Если бы евреи продолжали жить в Израильском царстве (названия менялись, но назовем эту территорию так для простоты), то, возможно, отношение к ним в мире выстроилось бы иначе. Новозаветный негатив мало бы их волновал. Но надо ж было такому случиться, что Израиль был завоеван. Это происходило неоднократно. Но наиболее плачевные результат имело два завоевания: римское и арабское.
Время действия Евангелий, рассказывающих о жизни Христа – это как раз время существования Израиля под контролем Рима. Помните «прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата» из романа Булгакова – это как раз и был глава римской оккупационной администрации. Затем дело, начатое римлянами, продолжили арабы. В результате евреев на территории Израиля практически не осталось. Они вынуждены были разойтись по миру. Наиболее близким цивилизованным регионом была Европа. Туда и прибыли в конце концов многие изгнанники. Поскольку Европа была христианизирована, на переселившихся туда евреев тут же обрушилась масса религиозной неприязни, имеющей, как было сказано в п.1 библейские корни. Это постоянное давление могло полностью уничтожить евреев как народ. Но не уничтожило. Напротив, жизнь во враждебном окружении закалила их, способствовала выработке навыков взаимопомощи и развитию предприимчивости. Финансовые успехи еврейских кланов заставляли считаться с ними европейских аристократов. Кредитами еврейских банков пользовались короли, герцоги и императоры, но популярности это им не добавило.
Политические основы
В 1948 г. на территории древнего Израиля было воссоздано еврейское государство. Это было беспрецедентное событие. Решающую роль в этом деле сыграло движение сионистов. Во-первых, еврейские общины скупили у живших там арабов пустующие земли. Это было несложно: земли были не очень плодородны и продавались задёшево. Во-вторых, евреи возродили древний язык, который в эпоху Средневековья и Нового времени сохранялся лишь как язык богослужения. Это было гораздо сложнее. Можно себе представить, как выглядела бы русская деревня под Владимиром, все жители которой взялись бы говорить по-древнерусски или городок в Тоскане, всецело перешедший с итальянского на латынь. И в-третьих, израильтяне добились мирового признания. Теперь евреям можно было не скитаться по миру, а вернуться в свою собственную еврейскую страну.
Это событие могло бы стать «счастливым концом» еврейского гонения. Но оно никак не устраивало арабов. Для них земли Израиля – исконное место проживания, а Иерусалим – священный город, на территории которого расположена одна из трех главных мусульманских святынь – мечеть Эль-Акса, расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Но и для евреев Иерусалим – священный город, на той же самой Храмовой горе располагается и их главная святыня – руины древнего Второго Храма, частью которого была, например, знаменитая Стена плача. Арабы владели этой землей в Средние века, а евреи – во времена Античности. Кто из них имеет больше прав на эту территорию? Единого ответа нет. И это означает, что многотрудная и полная опасностей судьба еврейского народа продолжается.