Палетка фараона Нармера

Палетка фараона Нармера

Если вы отправитесь в Египетский национальный музей в Каире, то среди первых же экспонатов обязательно увидите так называемую палетку Нармера — небольшую резную плиту из минерала алевролита, покрытую рельефами с обеих сторон. Ей более 5 тысяч лет…

Считается, что Нармер был основателем не то нулевой, не то первой египетской династии, и именно он объединил Нижний и Верхний Египет в единое государство.

Великий объединитель

Правил он примерно в конце XXXII века до н.э. Интересно, что, в отличие от других легендарных и полулегендарных фараонов, от Нармера остались вполне вещественные свидетельства, включая его могилу, его булаву и алевролитовую палетку для смешивания красок. Гробницу Нармера обнаружил ещё в раннюю эпоху изучения египетских древностей английский археолог Флиндерс Питри. Она находилась в царском некрополе в полутора километрах от Абидоса и была относительно бедной — всего лишь каменный склеп из двух погребальных камер. Только в 1964 году археолог Кайзер атрибутировал безвестное погребение как могилу этого фараона — среди немногочисленных находок были обнаружены осколки глиняной посуды с оттиском личной печати Нармера.

Вроде бы, если существуют могила и керамика с личной печатью фараона, вопрос о его реальном существовании решён раз и навсегда. А вот и нет! Некоторые учёные считают, что Нармер, или Свирепый Сом, — не имя, а всего лишь титул египетского правителя. Ведь на печати упоминается его хорово имя: Хор Нар Мер. Разумеется, в династических списках этого имени нет. Там правитель выступает под другим именем — Менес. Однако не все египтологи согласны с этим предположением. Нармер, говорят они, был отцом или предшественником Менеса, положившим начало объединению Египта, но само объединение заняло продолжительное время и завершилось только при потомках Менеса.

Подарок для жреца

Каменные пластинки для растирания красок, которыми египтяне раскрашивали свои лица и тела, постоянно использовались в повседневной жизни. Их делали небольшими, чтобы было удобно держать в руках, и украшали рельефами. Чем богаче был владелец палетки, тем роскошнее выглядела сама пластина. Но к IV тысячелетию до н.э. появился новый тип египетских палеток — значительно более крупных и тяжёлых. Их стали делать как некие памятные предметы, которые дарились властителями египетским храмам. Очевидно, жрецы использовали их в торжественных церемониях.

А вы знали об этом?  Был ли маршал Жуков в сговоре с Лаврентием Берией?

Для их изготовления использовался материал, который хорошо резался и не давал сколов или крошки, — алевролит. Он был благородного зеленоватого цвета. Привозили его из карьеров в Вади-Хаммамате, а наибольшее число палеток найдено на территории Верхнего Египта. Самыми известными являются Ливийская палетка, палетка с дикими африканскими собаками из Лувра, палетка с полем боя из Эшмола, палетка с быком из Лувра, палетка со сценами львиной охоты, палетка из Эль-Амры и, конечно, палетка Нармера.

Палетка Нармера — крупный и тяжёлый артефакт, размером 64 на 42 сантиметра и толщиной 2,5 сантиметра. Обе стороны покрыты рельефами, но лицевой считается та, на которой есть специальное углубление по центру — его-то и использовали для растирания красок.

Лицевая сторона палетки разделена на четыре горизонта: в верхней части изображены коровьи головы, символизирующие небесное происхождение власти фараона, между ними в серехе (прямоугольнике, на котором восседает сокол) вписано его имя. Верхний горизонт обратной стороны палетки имеет точно такой же вид. Небесная корова покровительствовала фараонам Верхнего Египта, откуда был родом Нармер. Иными словами, Нармер говорил своим приверженцам: вот я, Нармер, мои боги ведут меня от победы к победе. А далее, и по лицевой стороне, и по реверсу, давались расшифровки его побед.

 

«Битва на болотах»

На лицевой стороне, во втором горизонте, во всю его высоту, изображён сам фараон в «красной короне» завоеванного им Нижнего Египта. В руках у него булава и цеп — два символа высшей власти. К его поясу приторочен бычий хвост — чтобы уж точно не было недомолвок по поводу происхождения этой власти. За ним следует значительно меньший по размеру носитель сандалий, а впереди — такой же небольшой длинноволосый вельможа по имени Тшет, перед которым несут четыре символа, воздетые на пиках, — шар, кошку, двух соколов.

А вы знали об этом?  Как тлинкиты с русскими воевали

Что именно эти символы обозначают, мы не знаем. Вероятно — плоды завоевания. Справа изображены поверженные и обезглавленные враги — пять рядов, по двое в ряд. Над ними имеются ещё четыре символа — дверца, корабль, гарпун и сокол. Учёные расшифровывают эти знаки как названия завоёванных городов северян. Тогда 10 трупов должны обозначать какое-то число. Какое именно — неизвестно.

Третий горизонт имеет чисто аллегорическое значение. Это тот самый горизонт со впадиной для красок. Рельеф изображает двух мифических зверей — серпопардов, или длинношеих львов, которые переплелись шеями, образуя удобную для красок ложбину. Животных удерживают на поводках двое бородатых людей. Египтологи считают, что так художник изобразил насильственное объединение страны. Львицы считались в Египте символами войны. Львицы, с трудом сдерживаемые поводками, — состояние неустойчивого мира.

В четвёртом, нижнем горизонте показан бык, сбивающий городские стены и топчущий поверженного врага, — это свидетельство полной победы Нармера.

С реверсной стороны большую часть палетки занимает второй горизонт, с изображением огромной фигуры фараона в короне Верхнего Египта. Он занёс руку с булавой для последнего, смертельного удара по голове пленника. А бог Хор уже спустил к лицу пленника специальный инструмент для выемки мозга через нос, чтобы отправить врага в царство мёртвых.

За спиной пленника — шесть стеблей папируса, символизирующие Нижний Египет. Известно, что в иероглифике стебель папируса обозначал число 1000. Шесть стеблей папируса могли обозначать 6 тысяч человек. Но конкретная судьба их всё равно остаётся загадкой. Они могли погибнуть в ходе войны, попасть в плен и быть позже казненными или же признать власть нового правителя. В то же время папирус всегда символизировал болотистую местность. Поэтому изображение стеблей папируса рядом с поверженным врагом может переводиться как «битва на болотах».

А вы знали об этом?  Америку славяне открывали

Фараон на палетке выглядит так, как будут впоследствии изображаться все последующие правители Египта. От линии волос до линии соприкосновения стоп с землёй в его фигуре укладывается ровно 18 сжатых кулаков. Голова и ноги развёрнуты в боковой проекции, тело от пояса до головы — во фронтальной. Голова также имеет накладную бороду. Именно в таком виде египетские художники рисовали своих владык даже в эпоху Александра Македонского. Они сохранили также и древнюю традицию изображать фараонов вдвое больше остальных фигур, использовать только статичные композиции. Впрочем, элементы движения на этой палетке ещё имеются. Но они касаются не властителя, который монументален, как каменное изваяние, а врагов и людей низшего сословия — слуг. Только враги могут лежать на земле с ещё «бегущими» ногами и вывернутыми в сторону запада — страны смерти — лицами. Только держатели зверей могут напрягаться изо всех сил, чтобы не спустить серпопардов с поводков.

Все специалисты сходятся в одном: палетка изображает события, совершенно реальные для египтян того времени. Но вот что египтяне считали реальным? К тому же датировка самой палетки и событий, отображенных на ней, тоже имеет разночтения. Это связано с ранним временем находки, когда датировка ставилась в основном визуально. А поскольку датировать камень радиоуглеродным методом практически невозможно, то, например, египтолог Мариетт относил её к 5004 году до н.э., а Струве — к 3200 году до н.э. Разница, как видите, около 1800 лет. Так что вопрос, кто на самом деле изображён на палетке — реальный фараон под именем Нармер или легендарный объединитель Египта, воплощённый Хор Нар Мер, — остаётся открытым…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *