«Некрофон» Томаса Эдисона

«Некрофон» Томаса Эдисона

 

Весной нынешнего года в научном мире грянула сенсация. После публикации во Франции главы воспоминаний знаменитого Томаса Эдисона, ранее считавшейся утерянной, выяснилось, что учёный изобрёл аппарат для общения с душами умерших. Это необычное изобретение сам гений науки окрестил «спиритофоном», иногда употребляя, впрочем, и другой термин — «некрофон».

Собственно, это всё, что поведали о сенсации почти все мировые издания. За строками оригинальных и переводных источников остались самые, пожалуй, интересные обстоятельства, связанные с открытием Эдисона. Почему?

Лишь по той простой причине, что любая историческая лакуна заслуживает как минимум тщательной работы с архивами, а ещё лучше — кропотливого расследования. К первым у многих акул пера нет доступа, а на второе — времени. Ныне «Тайны XX века», восполняя пробелы в истории «некрофона», первыми в России поведают читателям самые интересные подробности, связанные с ним.

Вопросы без ответов

Если ознакомиться с первичной информацией о «некрофоне» Эдисона, появившейся в массмедиа весной 2015 года, то сейчас же возникает ряд вполне логичных вопросов. Почему якобы «потерянная» глава из мемуаров учёного обнаружилась не на его родине, в США, а в далёкой Франции?

Далее: из всех сообщений так и нельзя понять, был ли аппарат для общения с душами умерших всего лишь замыслом гения или он сумел произвести хотя бы один образец? И уж тем паче вы при всем желании не найдёте ответов на следующие вопросы. Каким образом присуждение в 1930 году Эдисону звания почётного члена Академии наук СССР было связано, возможно, с его апокрифическим (до сего дня) изобретением? По каким причинам можно полагать, что на идею создания «некрофона» американского светоча науки навели труды двух знаменитых россиян?

А теперь в поиске разгадок мы приглашаем вдумчивого читателя «Тайн» совершить с нами небольшое путешествие во времени.

Посмертная цензура

Итак, почему «потерянную» главу мемуаров Томаса Эдисона нашли именно во Франции? Ответ прост.

В 1948 году, к 101-й годовщине рождения гения, американское издание Philosophical Library выпустило несколько страниц, не входивших прежде в творческое наследие учёного. Тираж юбилейной брошюры был предельно мал (чуть больше 200 экземпляров), однако её содержание столь возмутило научные круги США, что американское правительство выкупило практически все ещё не раскупленные экземпляры и пустило их «под нож».

А вы знали об этом?  Спецназ — он и в Африке спецназ

Возмущение как раз и было вызвано тем, что в брошюрке впервые упоминался пресловутый «некрофон». Выдающиеся мужи науки сочли, что сообщение о нём бросает тень на имя гения, позволяя заподозрить в нём шарлатана. Да и сам он, раз не включил в прижизненное издание своих трудов сведения о «некрофоне», видимо, понимал, что «слегка» увлёкся.
Словом, Эдисон уже посмертно подвергся цензуре.

«Некрофон» Томаса Эдисона

Только ныне один из чудом сохранившихся экземпляров той брошюры от Philosophical Library «всплыл» во Франции. Собственно, опубликована не «утерянная» глава творческого наследия изобретателя, а всего лишь репринт.

Замысел, воплощённый в жизнь

Следующий вопрос — ещё интереснее. Так создал учёный «машину для общения с душами покинувших сей мир» или нет? К сожалению, из исходного текста образца 1948 года получить ответ на указанный вопрос нельзя.

В поисках разгадки отправляемся в архив. Берём в руки ветхое издание журнала The American Magazine за октябрь 1920 года. Читаем интервью с Томасом Эдисоном. «Да, я с некоторого времени работаю над тем, чтобы понять: возможно ли общение с душами умерших», — повествует учёный. Этот ответ как минимум убеждает нас в том, что ныне опубликованные сведения о «некрофоне» не являются бульварной сенсацией.

Продолжаем наше расследование. В архиве получаем следующий журнал — Scientific American, датированный все тем же октябрем 1920-го. В данном случае Эдисон говорит конкретнее: да, им создан «экспериментальный образец аппарата, который позволяет родным общаться с душами дорогих им умерших людей». То есть «некрофон» был не просто задумкой Эдисона, а существовал в виде экспериментального образца.

Эдисон сообщил в интервью журналу Scientific American: «Я не верю в то, что наша личность переносится после смерти в иные сферы существования. Я не утверждаю того, что не может быть ведомо ни одному человеческому существу. Но я утверждаю, что разработал такой аппарат, который — если в другом измерении или сфере есть сущности, желающие вступить с нами в контакт, — позволяет зафиксировать сигналы из иномирья намного чётче, нежели это сегодня достигается посредством «колдовских досок», а также прочих грубых и ненаучных методов коммуникации с таковым».

Ложка дёгтя в бочке меда

Итак, мы выяснили, что «потусторонний телефон существовал в качестве опытного образца. Что касается ложки дёгтя в бочке меда, она такова: мы не можем ответить на вопрос о дальнейшей судьбе «некрофона», существовавшего, по-видимому, в одном-единственном экземпляре.

А вы знали об этом?  Масоны правят миром

Тем не менее, учёные знают, сколь важно в любом исследовании поставить правильно сформулированный вопрос. Это мы и делаем: призываем организации, хранящие творческое наследие Т.А. Эдисона, подключить к дальнейшему расследованию солидные детективные фирмы и явить почтенной публике «некрофон» во всём его блеске. Или как минимум отыскать его следы.

Со своей стороны, напомним, что уже в середине 1960-х годов — в эпоху повального увлечения на Западе всем оккультным — в США впервые появились аппараты, (якобы) позволяющие записывать «послания с того света». Может быть, создатели сей техники позаимствовали наработки Эдисона? Не копировали ли они свои аппараты с исходного «некрофона», оказавшегося в их распоряжении? Разумеется, когда-нибудь и это станет известно.

 

Не более чем версия

Если бы мы гнались за дешёвыми сенсациями, то стоило назвать бы эту главу нашего расследования примерно так: «Сталин выиграл борьбу за власть, вызвав с того света дух Ильича…».

Столь броский «выкрик» в известном смысле имеет право на существование как минимум в виде версии. Сопоставим несколько фактов. Всем известно, что 1929 год занимает в истории нашей страны особое место — это время «великого перелома» (окончательного установления в СССР режима личной власти вождя) Сталину в тот год действительно были лыком в строку любые свидетельства того, что верховенство завещал ему Ильич, дескать, гениально предвидя новый поворот в истории страны.

«Некрофон» Томаса Эдисона

По случайному (или не случайному) совпадению, как раз в 1927-1929 годы Академия наук СССР, нашпигованная «учёными в штатском», предпринимает систематические подходы к Эдисону, а в 1930-м американец получает титул почётного члена АН СССР.

Предоставил ли изобретатель свой «некрофон» в распоряжение Сталина, дабы тот пообщался с «вечно живым»? Несколько немецких изданий тех лет положительно отвечают на этот вопрос: якобы Сталин, желая «получить ярлык на княжение», вызывал (в присутствии Молотова, Орджоникидзе, Кагановича) посредством некоего «механического приспособления» дух Ильича.

Русские корни американского «некрофона»

Мы, как вдумчивые исследователи, не могли умолчать перед читателями обо всём вышесказанном. Но вряд ли ряда косвенных фактов и «свидетельств» жёлтой прессы достаточно для утверждений о том, что следы единственной действующей модели «некрофона» стоит искать в России. Посему предпочтем ознакомить читателей с другим, хорошо задокументированным «русским следом» в истории с «некрофоном».

А вы знали об этом?  Бедлам - история психбольницы

До сих пор в оборот заокеанской историографии не введены документы из наследия Эдисона, в соответствии с которыми гений был поклонником учения Николая Фёдорова (1829-1903), а также считавшего его своим учителем Константина Циолковского. Что следует из следующего факта: в архивах изобретателя многочисленные заметки о трудах Фёдорова и Циолковского непосредственно предшествуют наброскам о создании «некрофона»?

Разумеется, ничего. Если не вспомнить то обстоятельство, что «Философия общего дела» Николая Фёдорова повествовала о возможности воскрешения всех мёртвых, когда-либо живших на земле. Не столько философ и теолог, сколько учёный и естествоиспытатель — то есть коллега Эдисона — Фёдоров считал, что возможность связи с душами умерших, предшествующей их воскрешению, можно и должно осуществить научными средствами.

Собственно, когда мы слышим, как Циолковский «набрасывал эскизы первых космических ракет», мы забываем о том, что этот гений и современник Эдисона попросту следовал призыву Фёдорова — процитируем — «создавать технические предпосылки для того, чтобы и другие планеты Солнечной системы стали, согласно Провидению, обителью воскресших людей».

Подытожим. Пусть в распоряжении сегодняшнего научного мира пока нет собственноручных записей создателя «некрофона» о том, что он параллельно с Циолковским разрабатывал «технические предпосылки», предначертанные именно Фёдоровым, но само наличие в архивах Эдисона трудов двух замечательных русских учёных, осмысливавших потустороннюю жизнь, — знаковый факт.

Можно констатировать, что научное наследие Эдисона до сих пор мало изучено и хранит в себе ещё много тайн. «Рассекречивание» сведений о судьбе «некрофона» — только первый шаг на этом увлекательном пути.

Справка

Томас Алва Эдисон (1847-1931) — американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил 1093 патента в США и около трёх тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрёл фонограф. В 1928 году награждён высшей наградой США, Золотой медалью Конгресса. В 1930 году стал иностранным почётным членом АН СССР.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *