русский флот
История

Неизвестный русский флот

Сады России

Любой учебник истории называет отцом русского флота Петра I. Дескать, корабельное дело в России началось с потешной флотилии, которую царевич создал, еще будучи 1З-летним подростком. Однако это не соответствует действительности: русский флот не только существовал в допетровские времена, но и одержал немало побед.

На Руси не было военно-морских сил…

Эта точка зрения очень популярна в обществе, но совершенно не соответствует действительности. Военно-морской флот существовал в России и до Петра I. Более того, русский флот в честном бою нередко выходил победителем в сражениях с эскадрами сильнейших морских держав тех лет. Даже английские военачальники признавали старшинство российского флота. Прославленный адмирал Фред Томас Джейн в своих трудах неоднократно утверждал: «Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности больше права на древность, чем флот британский».

русский флот
Князь Аскольд, битва при Константинопле.

Исторические хроники подтверждают слова адмирала. Первые задокументированные сведения, касающиеся действий военно-морского флота Британии, относятся к 870-901 годам. Тогда как первый военный поход русского флота состоялся в 867-м: князь Аскольд, снарядив более 200 судов, одержал победу над могущественным Константинополем. Спустя 40 лет уже князь Олег, прибывший к Царьграду во главе флотилии, состоящей из 2 000 боевых ладей, прибил свой щит к вратам города. А новгородцы без труда достигали берегов Швеции и Дании на своих судах грузоподъемностью до 200 тонн.

Уж больно незапамятные времена…

Во времена Ивана Васильевича Грозного знаковыми стали победы морских казаков. У них был большой флот, состоящий из чаек — так казаки назвали суда собственной постройки. На них казаки регулярно совершали военные вылазки на Варну, Очаков, Перекоп, Синоп и Трапезунд. В каждой операции участвовало до 100 кораблей. При этом надо понимать, что это были довольно солидные суда: с высотой борта до 3,96 метра, вмещающие от четырех до шести 50-миллиметровых пушек.

А вы знали об этом?  Римская весталка - избранная дочь

Флотилии морских казаков Ивана IV, вступая в бои с турками, чей флот тогда считался лучшим в мире, часто выходили победителями из этих столкновений. В частности, флот Сулеймана Великолепного — одного из самых успешных султанов Турции — в 1559 году потерпел поражение от флотилии русских казаков под командованием царского стольника Данилы Адашева. А прежде он же руководил строительством корабельных верфей в устье Днепра. На кораблях, сошедших с них, казаки вышли в Черное море, дали бой турецкому флоту и захватили Крым. Около месяца они освобождали русских людей, захваченных Крымским ханством в рабство, пока не были отозваны обратно Иваном Грозным.

Store77

Но северные-то моря Россия освоила только во времена Петра?

русский флот
«Веселая невеста» — первый корабль русского флота Ивана грозного.

Вовсе нет, на Балтике и до Петра русский флот одерживал великолепные победы. В годы правления Ивана Грозного Россия уже более 100 лет как имела выходы к Балтийскому морю: ей принадлежал участок побережья между Ивангородом и Выборгом, включавший в себя устья рек Нарвы, Луги и Невы. Учитывая этот факт, Иван Васильевич решил существенно расширить свои владения на Балтике. Он смог в короткий срок подготовить и выставить до 100 000 бойцов, готовых покорить Балтийское побережье. Для примера: Ливонский орден, также претендовавший на военную гегемонию на Балтике, имел бойцов в несколько раз меньше. При этом основной боевой силой ордена являлись обычные наемники. Именно против ливонцев и направил свои войска Иван Васильевич.

В 1560 году князь Курбский наголову разбил орден и взял в плен его Великого магистра. Но с таким положением дел не согласилось Литовское княжество, чей воевода Николай Радзивилл заявил, что Ливония — это часть Литвы, и взял Ревель (Таллин). С этого момента фронт боевых действий на Балтике растянулся от Невы до Изюмского шляха. В войну за дележ земель Ливонского ордена включилась Швеция. Надо сказать, что Речь Посполитая, от чьего имени воевала Литва, была готова завершить дело миром, но Иван IV отказался от него, требуя серьезных уступок. Тем временем шведы выбили польско-литовские войска из Ревеля и держали осаду против русских, подвозя припасы в осажденную крепость по морю. В свою очередь поляки превратили подчиненные им Данциг и Пярну в пиратские базы, грабя торговые суда, идущие в Россию.

А вы знали об этом?  Башня для Марины Мнишек

И чем же ответил Иван Грозный?

Решение было найдено в духе того времени. Для организации русского флота на Балтике Иван Грозный пригласил из Дании — союзника России — капитана Карстена Роде. Этот человек прославился тем, что бесстрашно топил шведские корабли. Русскому царю корсара представил сам король Дании Фредерик 11. Заморский монарх посчитал, что его прославленный подданный отлично справится с задачей по созданию российского пиратского флота на Балтике — в противовес польско-литовским пиратам и шведскому флоту. Недолго думая Иван Грозный назначил Карстена Роде «морским атаманом» и отдал мудрый приказ:

«Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держать, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть».

русский флот
Карстен Роде.

По договору с Иваном Грозным «морской атаман» обязался передавать в казну десятую часть добычи, каждый третий корабль и все пушки с захваченных судов и крепостей. В 1570 году Роде приобрел свой первый корабль на деньги, полученные от русского царя. Команду он сформировал из стрельцов, поморов и опытных пушкарей из Нарвы. Первой добычей стал шведский военный корабль. Шведы пытались бежать, но безуспешно. Захваченное судно стало вторым в пиратской эскадре Карстена Роде. В течение всего нескольких недель бравый капитан принес русской короне около десятка шведских и польских торговых судов. Дело пошло. Со временем русский флот на Балтике стал настоящей грозой для противостоящих России государств. Причем это был вовсе не пиратский, а именно государственный флот, возглавляемый адмиралом, назначенным царем. Так что, как видите, можно смело констатировать: русский военно-морской флот существовал до Петра I и с задачами своими справлялся — дай бог каждому.

А вы знали об этом?  Кто-же изобрел колесо?

Жадность пирата

Эскадра «атамана»» Карстена Роде, служа российской короне, в качестве порта приписки выбрала берега союзной Дании, откуда выходить в море было намного проще и безопаснее. Несмотря на постоянные просьбы Швеции и Польши выдать им московского пирата, они неизменно получали отказ. Дошло до того, что на Карстена Роде, наводившего ужас на торговые и военные суда Балтики, польский король написал жалобу самому Ивану Грозному. Сигизмунд Август пристыдил московского монарха за нечестные способы ведения войны. Чем ответил на его послание московский царь, неизвестно. К этому времени русский флот на Балтике уже насчитывал 17 боевых кораблей. Но… Все закончилось банально. Как любой пират, Карстен Роде со временем забыл своего нанимателя, начал игнорировать польские и шведские военные суда, охотясь лишь за морскими купеческими караванами. Такое положение дел не устраивало ни московского царя, ни датского короля. Когда алчный адмирал окончательно отбился от рук, он был арестован и заточен в замке города Галле, где и пропал…

Читай-город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *