Морской старт в космос

Морской старт в космос

 

Существует легенда, будто Галилео Галилеи, представший в 1033 году перед судом инквизиции, на котором сон был вынужден отречься от учения Николая Коперника, покинув сто чистилище, шепнул друзьям «А все-таки она вертится».

На плечах Земли

морской старт
РКК «Энергия».

Сегодня в этом уже никто не сомневается — мы прекрасно знаем, что наша Земля ни мгновения не пребывает в покое, вместе со всем, что находится на ее поверхности и в Недрах, она вращается вокруг собственной оси, причем с немалой скоростью. Как известно, линейная скорости любой точки вращающегося тела прямо зависит от ее удаления от оси вращения — чем дальше удалена, тем больше ее скорость при неизменности числа оборотов.

Применительно к Земле это означает, что наибольшую линейную скорость имеют точки земной поверхности, расположенные на экваторе. Естественно, что и воздействующие на размещенные здесь предметы центробежные силы тоже наибольшие. Этим очевидным преимуществом решили воспользоваться ученые при запуске в космос спутников Земли. Как известно, чтобы вывести спутник на околоземную орбиту, его необходимо разогнать до первой космической скорости (7,0 км/сек).

Для этого надои затратить уйму энергии, сжечь многие тонны ракетного топлива, т.е. понести огромные материальные расходы. Поэтому грех не воспользоваться той частью энергии, которую безвозмездно дает нам сама Земля, на своих плечах предварительно разгоняя готовую к запуску ракету со спутником. А чтобы эта добавка была наиболее весомой, надо запускать ракету с экватора, где центробежные силы самые большие. Казалось бы, что мажет быть проще. Но взгляните на глобус: экватор протяженностью в 40 тыс. км опоясывает земной шар на 300 градусов, только 60 из которых приходятся на сушу.

Поскольку пять шестых (5/6)экватора пролегают по океану, следует освоить запуск ракет с его поверхности либо использовать подходящие для этого участки суши, расположенные как можно ближе к экватору.

Первые опыты

Сама идея как «морской старт» не так уж нова. С 1967 по 1988 годы США и Италия совместно осуществили несколько запусков американской ракеты «Скаут» с плавающей стартовой платформы «Сан-Марко», поставленной на якоря в Индийском океане всего на пару градусов к югу от экватора. Все пуски прошли успешно, но технические параметры как платформы, так и «Скаута» не могли обеспечить вывод на высокие орбиты полезного груза массой более 200 кг, а это по нынешним меркам явно маловато. В 1993 г проект был закрыт, а «Сан-Марко» законсервирован.

Морской старт
Российский плавучий космодром «Одиссей».

Первый, в мире коммерческий запуск в космос объектов с находящейся в море подвижной стартовой позиции произошел 7 июля 1998 г. В этот день с находящейся в подводном положении российской атомной подводной лодки (АПЛ) «Новомосковск» ракетой «Штиль» были выведены на орбиту два телекоммуникационных спутника суммарной массой всего 12 кг. В мае 2006 года с однотипной АПЛ «Екатеринбург» был запущен спутник массой уже 36 кг. Однако для запуска востребованных ныне многотонных космических аппаратов различного назначения требуются куда более мощные ракеты-носители, которые в пусковых шахтах АПЛ разместить невозможно.

Учитывая это, ученые нескольких ведущих в научно-техническом отношении стран пришли к мысли о создании нового морского космодрома с неизмеримо большими возможностями, чем могли обеспечить «Сан-Марко» и российские АПЛ.

А вы знали об этом?  Японский зонд «Хаябуса-2» собрал грунт на астероиде Рюгу и улетел

Параллельно рассматривалась возможность использовать в качестве космодрома и экваториальную сушу. С этой целью в 2001 году «Роскосмос» начал переговоры с австралийским концерном АРЭС о совместном создании стартового комплекса для коммерческих запусков космических объектов.

Пока не удалось

Новый космодром предполагалось разместить на принадлежащем Австралии острове Рождества (Сhгistmas), расположенном (в отличие от своего тихоокеанского «тезки») в Индийском океане. Привлекала близость острова к экватору: всего на 10 градусов южнее. Соглашение было подписано в 2001 r. Предполагалось, что строительство комплекса, рассчитанного на старты российских ракет-носителей типа «Аврора», выполнят российские специалисты. Первые старты были намечены на 2004 г, но уже в 2003-м проект забуксовал, а затем и вовсе остановился по причине дефицита финансов у обеих договаривающихся сторон.

Россия не располагала достаточными средствами, которые к тому же распылялись на несколько грандиозных космических проектов: помимо работ с австралийцами, «Роскосмос» принимал активное участие в работах на принадлежащем Евросоюзу (фактически — Франции) южноамериканском космодроме Куру, расположенном на атлантическом побережье Французской Гвианы всего лишь на 5 градусов севернее экватора. Здесь вращение Земли при запуске ракеты в восточном направлении придает ей дополнительную скорость более 400 м/с.

Да и участие в проекте «Морской старт» требовало мощных финансовых вложений. В результате совместный с Австралией проект практически утратил перспективы на реализацию.

Sia launch или морской старт

В 1993 году Россия и США начали консультации по вопросам, связанным с их участием в новом космическом проекте. Опыт успешных совместных операций в космосе имелся — программа «Аполлон-Союз», реализованная в 1975 году. Поэтому договорились быстро.

морской старт
Стартовая платформа «Одиссей».

К ведущему дуэту присоединились еще две страны. В итоге сложился следующий квартет участников консорциума: американский Boeing (40 % уставного капитала), российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), норвежская судостроительная компания Kvaerner (20 %) и украинское КБ «Южное» (15 %). Помимо названных основных участников альянса к работе в качестве контрагентов привлекался еще ряд мощных российских и американских фирм. Общее руководство проектом осуществлял Boeing. Штаб-квартира всего консорциума разместилась в калифорнийском Лонг-Биче, ставшем также портом приписки судов консорциума.

Начальная стоимость проекта составила 3,5 миллиардов долларов. Роли и обязанности участников распределились следующим образом. Несмотря на скромное участие в уставном капитале, вклад окраины в техническом отношении был весьма значителен, поскольку за основу комплекса была взята украинская ракета «Зенит -2С». Однако эта ракета не способна разогнать запускаемый объект до первой космической скорости, она может только вывести его на суборбитальную траекторию.

Далее необходимое для выведения в космос ускорение спутнику придает разработанный и изготовляемый РКК «Энергия» разгонный блок. Головную часть ракетного комплекса — блок полезного груза создал Boeing. Норвегия (при участии России) обеспечила морскую составляющую проекта. Она предоставила свою крупнейшую нефтедобывающую морскую платформу «Одиссей», которая была радикально перестроена на Выборгском судостроительном заводе, принадлежащем в те годы Норвегии. Так «Одиссей» превратимся в плавучий космодром.

Внушительный «Одиссей»

Норвегии принадлежало и специально построенное сборочно-командное судно (СКС) Sеа Launch Commander, дооборудованное в Санкт-Петербурге. На борту СКС имеется сборочный цех, в котором во время стоянки судна происходит монтаж ракеты и проверка всех ее систем. Затем ракету в горизонтальном положении перегружают в ангар на «Одиссей», представляющий собой весьма внушительное сооружение (наибольшая длина 133 м).

А вы знали об этом?  Загадочный звездный поток столетиями «скрывался» у всех на виду

На его верхней палубе размещаются ракетный ангар, цистерны с компонентами ракетного топлива, (экологически чистые керосин и кислород), пусковая установка, вертолетная площадка и многое другое. Собственные двигатели «Одиссея» позволяют ему со скоростью до 12 узлов своим ходом прийти в точку старта. Здесь «Одиссей» заполнив свои понтоны забортной водой, на 14 м увеличивает свою осадку (до 21 м), обретая при этом высокую устойчивость. После старта вода из понтонов будет откачена и «Одиссей» самостоятельно может уйти в порт приписки.

 

Весь участвовавший в предстартовой подготовке персонал в целях безопасности покидает «Одиссей»  и переходит на СКС, который удаляется от платформы на 6-8 км. Оттуда подается команда на старт ракеты и осуществляется управление ее полетом.

«Морской старт» — вчера, сегодня, завтра

В июне 1998 г. «Одиссей» покинул Выборг (для чего пришлось углублять фарватер в Выборгском заливе) и, пройдя три океана, прибыл в Лонг-Бич. Туда же, но более коротким путем (через Панамский канал), прибыло СКС. Здесь они встретились со всеми частями ракетного комплекса, доставленными из России, Украины и США. Выполнив необходимые подготовительные работы, суда вышли к месту старта — в точку с нулевой широтой (т.е. непосредственно на экваторе). Ближайшим клочком суши был тихоокеанский остров Рождества.

Морской старт
Первый демонстрационный запуск.

28 марта 1999 г. был успешно выполнен первый демонстрационный пуск ракеты со спутником массой 4,5 тонны. Затем в октябре того же года также вполне успешно состоялся первый коммерческий пуск. Далее в течение 2000-2008 гг. состоялась 29 запусков в космос различных объектов массой до 59 тонны. При этом большинство спутников выводилось на высокие (до 36 000 км) геостационарные орбиты. Встав на подобную орбиту, спутник «зависает» над одной точкой земной поверхности, что важно для коммуникационных спутников, ретрансляторов и т.п.

Большинство запусков прошло успешно, но случались и аварии. Первая из них произошла 12 марта 2000 г, когда у нормально стартовавшей ракеты не сработала вторая ступень, ракета отклонилась от курса и была автоматически ликвидирована. Вторая авария оказалось много серьезней. Она произошла 30 января 2007 г. в так называемый 10-й лунный день, когда астрологи не рекомендуют совершать что-либо важное. Но ученые — народ не суеверный, и в 2 часа ночи по московскому времени команда на старт была подана. Ракета со спутником взорвалась прямо на пусковой установке. Столб черного дыма поднялся над океаном более чем на километр.

Непотопляемый

Когда он рассеялся, с СКС с удивлением увидели, что «Одиссей» почти не пострадал. Если бы подобное произошло при наземном старте (как это случалось и на Байконуре, или в Плесецке), последствия были бы гораздо тяжелее. А «Одиссей» после аварии смог своим ходом вернуться в Лонг-Бич. Однако финансовые потери в результате этой аварии были очень велики. Тем не менее, в дальнейшем были успешно осуществлены еще шесть стартов. Концерн получал немалые доходы, и, казалось бы, крепко стоял на ногах.

А вы знали об этом?  SpaceX впервые запустила пилотируемый корабль Crew Dragon к МКС

Но мировой кризис не обошел и его; 22 июня 2009 г. концерн объявил о начале процедуры банкротства: его долги на этот момент чуть ли не вдвое превышали его активы. Руководство рассчитывало, что процесс банкротства позволит концерну нам некоторое время забыть о кредиторах, и не оставляло надежду поправить сваи финансовые дела.

И это, похоже, удалось. В 2010 г. была проведена радикальная реорганизация концерна, после которой держателем 95 % его акций стала одна из дочерних компаний российской РКС «Энергия». Оставшиеся 5% акций поделили Boeing и Kvaerner.

«Морской старт» продолжил свою деятельность. В мае 2012 г. был успешно выведен на орбиту американский телекоммуникационный спутник. При этом главной составляющей комплекса служила уже новая ракета «Зенит-3SE». Затем последовали еще два успешных старта. Беда настигла «Морской старт» 1 февраля 2013 г. Через 40 секунд после старте ракеты, несущей американский спутник связи, был отмечен сбой в работе двигателей ее первой ступни, еще через 10-15 секунд произошла их аварийная остановка. Ракета со спутником рухнули в океан. Ни платформа, ни люди, управлявшие пуском с КС, не пострадали.

«Морской старт» будет!

Всего до 2014 г. с платформы «Одиссей» благополучно ушли в космос 38 космических объектов. Но затем старты прекратились, и плавучий космодром был законсервирован. Начались переговоры о его дальнейшей судьбе. Все прекрасно понимают, что такой уникальный объект следует сохранить и вдохнуть в него новую жизнь. В текущем (2017) году планируется завершить сделку по продаже «Морского старта». Наибольшие шансы на приобретение имеет российский кандидат. Его имя официально не называется, на, скорее всего новым хозяином космодрома может стать совладелец авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев.

Морской старт
Подготовка к морскому старту.

Однако он, вероятно, понимает, что может приобрести крупную компанию-должника. Что касается технической стороны вопроса, то корпорация «Энергия» готова построить в течение пяти лет новую ракету «Сункар», предназначенную для использования на плавучем космодроме вместо «зенита». Однако это возможно только при условии, что корпорация получит дополнительное внебюджетное финансирование от нового инвестора проекта! В свою очередь ракетный центр Хруничева заинтересован в использовании в этом проекте своей новой ракеты «Ангара-А3».

Представитель будущего владельца космодрома заявил:

«Мы готовы сотрудничать по этому вопросу с украинскими коллегами и осуществлять старты на базе ракеты «Зенит», но одновременно рассматриваем и другие варианты, в том числе и создание новой ракеты с учетом современных технологий».

Так или иначе, но хочется надеяться, что в любом случае «Морской старт», и этот прекрасно задуманный и осуществляемый проект, продолжит существование.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *