Морские приметы и суеверия

Морские приметы и суеверия

 

Наверное, самые суеверные люди на свете — моряки. И это легко объяснить. Ведь когда-то им приходилось на хлипких, по сегодняшним меркам, судёнышках отправляться неведомо куда и неизвестно — надолго ли? На кого или на что можно было положиться моряку в неведомых морских далях? Только на собственные силы и соблюдение разного рода примет и обычаев. Итак, какие же приметы были и до сих пор есть в морской среде?

Жертвы понедельника

Морские приметы и суеверияМорские волки терпеть не могут понедельников. Этот день недели вообще мало кому нравится. Но, скажем, офисный работник, у которого голова после «отдыха» раскалывается, может как-то себя заставить работать в понедельник или его начальство заставит. А вот моряк в понедельник такие серьёзные дела, как постройка судна или выход в море, постарается не начинать. Мало того, его руководство всячески его в таком «не начинании» поддержит.

Эта примета появилась в Англии лет 200 назад. Существует легенда о некоем капитане по фамилии Мандей («Понедельник»), который всячески пытался бороться с этим предрассудком. Борьбу свою он повёл следующим образом: нанялся на службу в понедельник, в понедельник же набрал команду, и даже специально отыскал себе судно, которое было спущено на воду в этот «роковой» день недели. После чего вышел в море. Когда? Разумеется, в понедельник.

На этом моменте британские морские волки, излагающие легенду, замолкают и неторопливо раскуривают свои британские трубки, а салаги ёрзают на месте от нетерпения, желая узнать, что же дальше случилось с капитаном Мандеем.

А дальше — всё просто! В ближайший же понедельник судно Мандея попало в шторм, напоролось на скалы и затонуло. Никто не выжил. Теперь всем понятно, что такое понедельник?

А вы знали об этом?  Надежная защита

Забавно, что британские морские офицеры, очевидно, для того чтобы молодые матросы на всю жизнь вбили в себе в голову, что понедельник — худший день недели, проводили по понедельникам экзекуции, то есть наказывали провинившихся за прошедшую неделю моряков.

О международном положении

Из британского флота нелюбовь к понедельникам перекочевала в своё время и в российский флот. Более того, традиция всячески избегать серьёзных начинаний в этот «чёрный» день недели сохранялась даже в советское время, хотя тогда-то с суевериями боролись, как могли. Правда, попытка искоренить данное суеверие чаще всего предпринималась сухопутными властями. Те же, кто по праву носил морскую форму, на словах всячески выступали против «мракобесия» и «тяжёлого наследия царского режима». А на деле…

В конце концов, установился некий паритет: по понедельникам на советском флоте стали проводить политические занятия. Вроде, как и моряки заняты полезным делом, и традиции все соблюдены — никаких выходов в море, учебных стрельб и других серьёзных начинаний.

Таблица Тихо Браге

Помимо понедельника у моряков существовали и другие «нехорошие» дни недели, в том числе и привязанные к датам.

Например, среди христиан второй понедельник (опять понедельник!) августа считается проклятым, так как в этот день погибли города Содом и Гоморра. Туда же относится и 31 декабря — в этот день повесился Иуда. Ни один добропорядочный христианин не выйдет в море в пятницу — в день, когда распяли Иисуса Христа. Американские рыбаки даже объявили в своё время пятницу «рыбацким воскресеньем» и с чистой совестью отдыхали в этот день. Понятно, что пятница, 13-е только усугубляет примету, и в этот день лучше вообще не подходить к пирсу. Хуже неё может быть только понедельник 1 апреля.

А вы знали об этом?  Магический художник Рене Магритт

Морские приметы и суеверия

В плане соблюдения примет и традиций нелегко приходилось мусульманским морякам. У них несчастливыми днями считаются вторник, четверг и суббота. Считай — половина недели пропадает зря!

 

Но ещё печальнее всё выглядело, когда немецкий философ и астролог Тихо Браге составил таблицу так называемых «несчастливых дней». Это было в XVI веке, но кое-где на данную таблицу ориентировались вплоть до начала XX века. А выглядела она следующим образом: согласно исследованию Браге касательно «хороших» и «плохих» дней, кораблям было запрещено выходить в море 1, 2, 4, 6, 11 и 18-го числа в январе, 3, 17 и 18-го — в апреле, 7-го и 8-го — в мае и так далее. И это помимо понедельников, пятниц, 13-х чисел, дней смерти Иуды, казни Христа, разрушения Гоморры и прочего. Хоть вообще в море не выходи!

Разумеется, встречаются и исключения. Например, португальские и испанские мореходы ничего не имеют против пятницы. Ведь именно в этот день Колумб отправился на поиски нового пути в Индию и в результате открыл Америку. Так что в пятницу можно смело отправляться в море под португальским или испанским флагом. Главное, чтобы это было не 13-е число.

Вино и крестовые булочки

Помимо понедельников и пятниц в морской среде имеются и другие традиции, чьё появление уже давно никто не сможет объяснить. Например, в том же британском (а затем и в русском) флоте было запрещено разливать алкоголь, передавая бутылку по ходу солнца. Позже в советском флоте эту странную примету искоренили, но в британском она сохранилась, хотя, повторяем, никто не знает, откуда эта традиция пошла и что она означает.

А вы знали об этом?  Рисовальщик советских денег

Морские приметы и суеверия

В британских морских семьях до сих пор пользуются популярностью булочки, на которых изображён крест. Считается, что такая выпечка с крестом спасает корабль от бури. Матери и жёны выпекают их и тщательно хранят все время, пока их сыновья и мужья находятся в море. По возвращении булочка не съедается (к тому моменту она уже превращается в сухарь), а хранится дальше. А после ухода моряка в очередное плавание выпекается новая булочка.

Известно, что на кораблях с трудом терпят присутствие женщин. Помимо женщин, моряки также не особо приветствуют в своей среде и священников. Почему-то всегда считалось, что священник на судне — к несчастью, равно как юрист и моряк с разноцветными глазами. Читать Библию тоже считалось не самым полезным занятием для морского волка, а вот обмахивать её страницами лицо заболевшего моряка очень даже полезно — скорее выздоровеет.

Хлипкие судёнышки постепенно сменились гигантскими мощными линкорами и сухогрузами, а многие приметы до сих пор сохранились. И кто знает, может быть, не напрасно. Во всяком случае, соблюдающим их морякам ходить в рейсы спокойнее, а это — главное.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *