«Ледяной» маэстро Терье Исунгсет
Люди

«Ледяной» маэстро Терье Исунгсет

Чего только люди не делают изо льда! Дворцы возводят, скульптуры создают… Но дальше всех, наверное, пошёл норвежский музыкант Терье Исунгсет. Он создал целую коллекцию ледяных музыкальных инструментов, собрал оркестр и выступает с концертами «ледяной музыки».

В царстве Снежной королевы

«Ледяной» маэстро Терье ИсунгсетВолей-неволей вспоминается Снежная королева Андерсена, во владениях которой зачарованный мальчик Кай собирал из ледяных пластинок слово «вечность», чтобы получить от повелительницы в награду целый мир и пару серебряных коньков в придачу. Он сидел в окружении огромных ледяных торосов, освещённых всполохами северного сияния, — и складывал, складывал неподдающееся слово…

А теперь представьте себе, что вместо маленького Кая в тех же декорациях происходит совершенно фантастическое действо. Музыканты играют на скрипках, гитарах, арфе, трубах и ударных установках, сияющих под разноцветными лучами прожекторов. Ведь все инструменты изготовлены изо льда.

И вот что удивительно: звучит серьёзная сложная музыка. Маэстро Исунгсет не разменивается на попсу и не тщится «купить» зрителей и слушателей просто оригинальной идеей. Он всерьёз увлечён мыслью создать собственный звук. Звук, доселе не раздававшийся на Земле, которого ещё не слышало человеческое ухо. Он помогает льду подать голос. Может, так звучит вечность?…

На переломе веков

Созданием ледяных инструментов, способных по-настоящему звучать, Терье Исунгсет увлёкся в 2000 году. Тоже, видимо, не совсем случайная дата: время смены веков, тысячелетий, даже астрологической эры. Действительно, отчего бы в эру Водолея, сменившей эру Рыб, не появиться совершенно новой музыке, соответствующей новым космическим ритмам и веяниям?

«Ледяной» маэстро Терье ИсунгсетТерье вырос в музыкальной семье и ни о каком ином поприще с детства не мечтал, не искал другой судьбы. Зато он искал себя в музыке. Не только играл на разных инструментах, но и создавал их. Поначалу — вполне традиционные, из дерева, металла и прочих привычных материалов. Затем стал пробовать новые: делал инструменты из карельской берёзы, гранита, сланца. И, в конце концов, пришёл к мысли об использовании льда.

Лёд для музыки требуется чистейший, без всяких примесей: его специально привозят с ледников. Инструменты выпиливаются из ледяных глыб, вырезаются лазером.

Порой скрипка или ударная установка трескаются или подтаивают прямо во время концерта. Не страшно: запасы льда всегда под рукой, можно немедленно «нарастить» недостающую деталь. Точно так же воссоздаются по ходу выступления декорации: снежные и ледяные фигуры, украшающие сцену.

Кстати, в качестве декораций Терье Исунгсет тоже чаще всего использует ледяные музыкальные инструменты — только гигантские. Они не предназначены для игры. Это скульптуры, и совершенно завораживающие.

Концерты Исунгсета проходят ежегодно во время особого фестиваля на норвежском горнолыжном курорте Гейло.

Главное отличие между игрой на обычных и ледяных музыкальных инструментах в том, что лёд — живой, он постоянно меняется. Никогда не знаешь, чего от него ожидать, — делится со слушателями Терье.

Как ни удивительно, за 17 лет столь плотного «общения» со льдом Исунгсет, как он сам считает, все ещё не постиг его тайну, не сделал звук предсказуемым. Каждый концерт — встреча с чудом, волнующая загадка. « Согласитесь, по-своему музыкант подтверждает постулат, что вода хранит всю информацию, которой коснулась, и передаёт её особенно активно, когда переходит из твёрдого состояния в жидкое, то есть подтаивая.

Маэстро Терье

Когда-то Гейло был затерянной норвежской деревушкой, где, собственно, Терье появился на свет. В восемь лет он вместе с папой-музыкантом впервые сыграл на вечеринке: отца с его аккордеоном приглашали на все праздники, свадьбы, дни рождения в родном селе и в окрестных деревнях. Начинал Терье также с аккордеона, затем осваивал все новые музыкальные инструменты, а после увлёкся их изготовлением.

«Ледяной» маэстро Терье ИсунгсетМысль о том, что ударную установку, трубу или арфу можно сделать из замороженной воды, пришла ему в ледяном отеле. Уроженец страны снегов, он как-то решил провести время в таком экстравагантном заведении. И, в отличие от остальных туристов, вынес из необычного отеля не только свежие впечатления, но и идею, покорившую мир.

Свой первый альбом «ледяной» музыки «Это ледяной человек» Терье также записал в ледяном отеле — естественно, где ж ещё должна была зазвучать такая музыка! Альбом вышел в свет в 2002 году — и понеслось. Уже в 2005-м Исунгсет учредил собственный музыкальный лейбл «Ол-Айс Рекорде» для записи музыки, исполненной на ледяных музыкальных инструментах; стал проводить ежегодные фестивали «ледяной» музыки в родном Гейло, гастролировать по миру.

На ледяных инструментах я исполняю только музыку собственного сочинения, — рассказывает Терье. — Иногда композиции, написанные специально для льда, иногда — музыку, написанную для обычных инструментов или для тех, что я делал из карельской берёзы или сланца. Главное — не брать произведения других композиторов. Не из снобизма — отнюдь! Дело в том, что, когда сочиняешь музыку для льда, она должна быть достаточно гибкой.

Ведь нельзя быть полностью уверенным в том, как будет звучать «в исполнении льда» тот или иной музыкальный фрагмент. Так же, как невозможно сочинить музыку, скажем, для фортепиано, если никогда прежде не слышал, как оно звучит, не зная, какие ноты и тональную окраску можно на нём получить. Потому я чаще всего пишу специально для своих ледяных инструментов либо использую иные собственные сочинения. С ними я хотя бы могу предположить, как они себя поведут при соприкосновении со льдом.

 

Для тех, кто копает глубже и хочет знать больше.

Получай свежие статьи на email:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *