Камни древних городов

Гель 3 Сустав 3 Гель 4 Сустав 4

Мы зачастую идеализируем стародавние времена. Представляем себе маленькие уютные города и села, засаженные буйно растущей зеленью… Однако ничего похожего не было. Старые поселения представляли собой скопища грязи и дыма, а улицы — прибитую к земле пыль, смешанную с навозом. И лишь в самых крупных городах можно было встретить уличное покрытие.

Не только оружие пролетариата

Сначала это был обычный речной окатанный булыжник. Его просто уклады вали прямо в землю без подложки. Затем научились делать дорожную подушку -доски и бревна засыпали щебенкой, золой и углем, добавляли сверху прослойку земли, а только потом клали камень.

камни древних городов
Булыжник — оружие пролетариата.

Естественно, мостили в первую очередь знаковые объекты — площади перед храмами и дворцами правителей, главные улицы. Богатые и знатные люди могли избежать грязи и нечистот, передвигаясь в своих каретах и повозках, а бедняки были обречены месить ногами навоз.

Но все-таки при всех достоинствах булыжное покрытие делает дорогу неровной и крайне не комфортной, и тогда в Древнем Египте, а может быть, и в Древнем Риме додумались скалывать края булыжников. Так и появилась первая каменная брусчатка, она же — тротуарная плитка.

Но и у нее были свои недостатки. Хоть булыжник — камень прочный, но под металлическими подковами коней и ободом колес быстро разбивался в пыль. А самое главное, процесс изготовления такой брусчатки был очень трудоемким, тяжелым и затратным. В каменоломнях добывали и кололи камень провинившиеся рабы или закоренелые преступники.

Строить из брусчатки дороги между городами было очень накладно. хотя правители, понимая стратегическую и экономическую важность дорог, иногда решались на такое дорогостоящее мероприятие. Так. персидский царь Дарий I построил через всю свою империю дорогу длиной 2600 километров. Вдоль дороги из обожженного кирпича стояли станции с конюшнями, казармы дорожной охраны, продовольственные склады и гостиницы для путников.

До зеркального блеска!

А вот римляне и египтяне для мощения своих дорог использовали гранитные плиты большого размера. Именно такой является Аппиева дорога в Риме, сохранившаяся до сегодняшних дней. Или старинная египетская дорога от Нила, по которой тащили каменные блоки для возведения пирамид. Тогда египтяне еще не знали колеса, поэтому для транспортировки огромных блоков, вес которых составлял от 3 до 30 тонн, использовали сани, которые тянули за собой сотни рабов. Гранитные плиты, по которым тащили эти сани, были отшлифованы до зеркального блеска. Причем вручную. с использованием алмазной пыли. И хотя эта дорога была в длину всего несколько километров, строили ее более десятка лет. И даже рабов на строительство отправляли лишь на три месяца, а затем переводили на легкие работы.

А вы знали об этом?  Особенности царской охоты Николая II
камни древних городов
Аппиева дорога в Риме.

Римляне считали строительство дорог одним из главных мероприятий по освоению завоеванных территорий. Развитие торговли и экономики, возможность быстрой переброски крупных войск — все это нереально без хороших дорог с твердым дорожным покрытием. Многие римские дороги сохранились до сегодняшних дней, а практически все европейские столицы стоят на перекрестках бывших римских дорог. Причем уже в те времена римляне думали об организации пространства, деля дорогу на мостовую для движения повозок и ту часть, которую сегодня мы бы назвали тротуаром.

Древние американские цивилизации в этом отношении даже переплюнули старушку Европу. Инки в своей империи построили целую сеть дорог из брусчатки общей протяженностью полтора десятка тысяч километров. Эти дороги соединяли территории таких нынешних государств, как Эквадор, Боливия, Чили, Колумбия, Перу и Аргентина.

Тротуары как средство гигиены

Долгое время городом булыжных мостовых считался Париж. Первые улицы там были замощены булыжником еще в 1186 году. Король Филипп 11 Август, отправившись однажды в аббатство Сен-Дени, наблюдал, как из-под колес его повозки разлетается грязь, распространяя вокруг ужасное зловоние. Приехав в аббатство, разгневанный король, даже не отдохнув, издал указ замостить площади и улицы Парижа крепким камнем. Вот тогда-то и появилась профессия укладчика мостовой из булыжника. За их работой наблюдал специальный чиновник, носивший гордое звание «королевский мостовщик». История даже сохранила имя первого мостовщика — Тома Ле Раль.

Но тротуаров и пешеходных дорожек эти улицы не имели. Впервые тротуары появились не в Париже, а в Лондоне после Вестминстерского акта 1765 года. Англичане резонно посчитали тротуары средством гигиены, защищающим людей от нечистот и превращающим обочины дорог в чистое и безопасное место. Вольтер, побывавший в Лондоне, пришел в восторг от нововведения и назвал тротуары символом демократии. Они позволяли беднякам отныне не месить грязь, а ходить по чистому наравне с элитой. После Французской революции под влиянием идей Вольтера замостили и обочины парижских улиц.

А вы знали об этом?  Засекреченный "Константиновский рубль"

камни древних городов
В XX веке булыжник мостовых стал оружием протестующих. Беспорядки в Париже. 1968 год.

А еще мостовые и тротуары были главным арсеналом парижан. Как только начиналась какая-нибудь революция, бунт или мятеж, то первым делом разбирались мостовые, и из булыжника строились баррикады, а то и просто им вооружались. Так продолжалось до 1968 года. пока после студенческих волнений властям все это не надоело и весь город под стоны художников-импрессионистов не закатали под асфальт. Париж потерял свою булыжную неповторимость. зато его улицы стали самыми гладкими в Европе.

А вот современную тротуарную плитку впервые начали производить в Голландии. Так как натурального камня там было немного, ушлые голландцы придумали технологию производства тротуарной плитки из бетона и песка. Вскоре обнаружилось, что таким образом можно изготавливать плитку разных размеров, форм и даже цветов. Первая дорога из такой брусчатки была выложена между Амстердамом и Гарлемом.

«…где мостовые скрипят, как половицы»

В российских городах улицы мостили издавна. Но не камнем, а подручным материалом — деревом. Поперек улиц укладывались бревна, а сверху их обшивали досками, настилаемыми по направлению движения. Наличие такой мостовой отражалось в названии улиц. Так в Москве появились Большая Тверская мостовая улица, Никитская мостовая улица и другие.

камни древних городов
Деревянная мостовая 17 века, найденная в ходе раскопок в Историческом проезде, 1988 год.

Когда Петр I побывал в Европе, то решил по примеру голландцев замостить российские города, и прежде всего новую столицу Санкт-Петербург, брусчаткой. А так как для строительства Северной столицы камня не хватало, царь возложил на жителей города каменный налог — каждый домовладелец должен был доставить в город несколько сотен камней. Облагались каменным налогом и прибывающие в Санкт-Петербург корабли, и обозы. Указ был настолько удачным, что отменили его только через шесть десятков лет.

Заодно решено было облагородить и улицы Москвы. Царь повелел домовладельцам замостить тротуары возле своих жилищ. А государственные заведения благоустраивались за казенный счет. «Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем, мостить гладко, как будет указано от мастеров, и чтобы стоки были вдоль улиц, к дворам ближе, а по концам улиц стоки делать к рекам и прудам, чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».

А вы знали об этом?  Гаврила Кремнев тоже мечтал о Российском престоле

Асфальт и бетон

В конце ХIХ века брусчатка и булыжное покрытие стали постепенно уступать место новому суперсовременному асфальтовому покрытию. Оно становилось все более популярным. Его спой более ровный, лучше поглощает шум, на нем хорошо держится любая разметка. покрытие из асфальтобетона легче ремонтируется. А главное — асфальтовое покрытие гораздо дешевле и менее трудоемко, чем брусчатка. и идеально подходит для движения автомобилей. Автомобили стали постепенно завоевывать мир, и строительство надежных и хороших дорог стало востребованным в широких масштабах.

Швейцарец Эрнест Гуглильминетти первым предложил связывать дорожную пыль смолой. Акционерное общество, основанное им, разработало технологию покрытия автомобильных дорог смолой, что, по сути, и ознаменовало начало мирового дорожного строительства.

камни древних городов
Тяжелое оборудование для дорожного покрытия развивалось за последние сто лет от примитивного до удивительного.

Асфальт стал вытеснять брусчатку с улиц. Но не везде. Знаковые площади, улицы городов, тротуары продолжали мостить брусчаткой. Прежде всего из эстетических соображений — все-таки она смотрится гораздо красивее асфальтобетона. Благоустроить дорожки на своем садовом участке тротуарной плиткой или натуральным камнем считается в наше время самым лучшим украшением территории.

Практически все европейские столицы сегодня выложены красивой брусчаткой. Считается, что самое красивое мощение в Риме или, точнее, в Ватикане. Овальная площадь Святого Петра шириной 240 и длиной 340 метров выложена гранитной брусчаткой трех цветов. Различные геометрические узоры с вкраплениями из очень редкого белого гранита гравированы именами римских пап.

Сегодня брусчатка переживает свое второе рождение. Пусть улицы для автомашин запиты асфальтобетоном, тротуары, площади, пешеходные дорожки мостятся брусчаткой различных форм, размеров и расцветки. А иногда в ходе ремонтных работ из-под асфальта выглянет старая брусчатка.

Так, в центре города Алматы в ходе реконструкционных работ под асфальтом нашли старую, первую брусчатку, которую выложили еще в 30-х годах прошлого века. Ее не выбросили. а отреставрировали и снова использовали для мощения. Чтобы и мы ходили по камням, по которым гуляли наши деды и прадеды.

Гель 1 Сустав 1 Гель 2 Сустав 2

Для тех кто хочет знать больше!

Подписка на новые, интересные статьи этого сайта.