Камикадзе — безумные герои

Камикадзе — безумные герои

 

Сейчас словом «камикадзе» чаще всего называют террористов-смертников или людей, которые игнорируют требования безопасности. А сам термин появился в конце Второй мировой войны, так японцы называли своих солдат, готовых умереть ради выполнения боевого задания. Можно вспомнить немало случаев, когда воины добровольно отдавали жизнь за Родину, но пример камикадзе — единственный в истории, когда смертники были выделены в особый род войск и проходили специальное обучение.

«Божественный ветер»

В переводе слово «камикадзе» означает «божественный ветер». Когда-то так назвали тайфун, который дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожил корабли монгольского хана Хубилая — благодаря чему Япония не была порабощена Золотой Ордой.

Первоначально этим словом называли лётчиков-смертников, подразделения которых официально именовались «специальные ударные отряды «Божественный ветер»«. Чуть позже термин стал относиться ко всем добровольцам, которых готовили совершать самоубийственные действия: пловцам, помещённым в управляемую торпеду, идущим на таран пилотам катеров со взрывчаткой, а также воинам, своими телами разминировавшим начинённые боеприпасами поля.

В 1943-1944 годах Страна восходящего солнца потерпела ряд поражений в войне с США в акватории Тихого океана. Американский флот одержал крупную победу около филиппинского острова Лейте, в результате которой один из двух линкоров Японии, «Мусаси», был затоплен, а второй, «Ямато», — сильно повреждён.

Японские самолёты заметно уступали американским как в количественном, так и в качественном отношении. 20 октября 1944 года, по приказу командующего первым воздушным флотом вице-адмирала Такидзиро Ониси, был срочно сформирован отряд морских лётчиков-смертников, задачей которых являлось уничтожать или хотя бы наносить повреждения авианосцам США и их союзников. Именно Ониси получил почётное прозвище «отец камикадзе».

Особая тактика

Уже на следующий день, 21 октября 1944 года, пилот-смертник, чьё имя осталось неизвестным, с 200-килограммовой бомбой на борту совершил атаку на крейсер «Австралия». Бомба по каким-то причинам не взорвалась, но крейсеру были нанесены механические повреждения. В результате тарана погибли 30 членов экипажа, включая командира корабля.

Кстати, данный крейсер за время войны перенёс шесть атак камикадзе — и каждый раз после ремонта снова нёс службу. Такидзиро Ониси понимал, что уничтожить огромный корабль подобной бомбой, скорее всего, не удастся. Главной целью становилось повредить палубу авианосца — чтобы его самолёты не могли взлетать.

А вы знали об этом?  "Леди Арктика" Луиза Бойд

Для этого Ониси придумал специальную тактику. Корабль одновременно атаковали сразу несколько камикадзе. Они подлетали к цели на высоте до 100 метров над водой, оставаясь вне зоны действия радаров. Далее лётчики по сигналу взмывали на 2-3 километра вверх и пикировали на палубу авианосца.

Первый подобный коллективный удар состоялся 25 октября 1944 года, когда группа японских самолётов «Зеро» атаковала несколько американских авианосцев. Первым в корабль «Сенти» врезался командир отряда Юкио Сэки. Его самолёт ударился о корму, взрыв бомбы убил 16 членов экипажа и вызвал пожар. На находившихся рядом авианосцах «Суони» и «Сент-Ло» подняли тревогу, но не смогли помешать атакам других смертников. В результате на «Сент-Ло» сдетонировал боезапас, корабль разорвало на части, погибли 114 американских моряков. Всего в первой коллективной атаке участвовали 17 камикадзе, они потопили один и вывели из строя шесть авианосцев.

После такого успеха Такидзиро Ониси приказал расширить программу подготовки камикадзе и зачислять в их отряды не только пилотов морской авиации, но и представителей воздушного флота.

В три раза больше, чем самолётов

Как же получалось, что обычный молодой человек с радостью становился смертником? Ответ следует искать в системе японского образования и воспитания. Ещё со времён самураев, согласно их кодексу бусидо, смерть считалась частью жизни, и её не следовало бояться. А желание сознательно умереть за родину и императора рассматривалось как подвиг, после которого о данном герое молятся в храме, а его родные становятся самыми уважаемыми людьми в месте своего проживания.

В отряд камикадзе набирали не слишком образованных молодых людей, которые родились вторыми или третьими мальчиками в небогатых семьях (по японской традиции старший сын, будучи наследником, получал хорошее образование и не подлежал призыву на военную службу).

Подразделение пилотов-камикадзе состояло из четырёх отрядов: «Ямато» (древнее название страны), «Асахи» (восходящее солнце, символ Японии), «Сикисима» (поэтическое название Японии) и «Ямасакура» (цветок горной вишни). В каждом отряде было по шесть самолётов.

Подготовительный курс длился 1-2 недели. Будущих смертников учили основным навыкам пилотирования самолёта и технике пикирования. В основном в распоряжении камикадзе были устаревшие истребители «Зеро», к каждому из них крепилась бомба весом от 200 до 250 килограммов. Пилот ни при каких обстоятельствах не должен был её сбрасывать — из-за опасности промахнуться. Заряд приводился в готовность непосредственно перед пикированием, и даже если лётчик погибал до столкновения, его самолёт имел возможность попасть в цель и нанести урон врагу.

А вы знали об этом?  Спецназ — он и в Африке спецназ

Кстати, утверждение, что пилотов-камикадзе посылали на задание в самолётах без шасси, чтобы они знали о невозможности остаться в живых, — не более чем миф. Случалось, что смертник не мог обнаружить подходящую цель, тогда он возвращался на свой аэродром и несколько дней ждал другого вылета.

 

Недостатка в добровольцах отряды камикадзе не испытывали — наоборот, желающих умереть за родину и императора было в три раза больше, чем подходящих для выполнения подобных задач самолётов.

Бей своих!

Во всех отрядах проводились особые ритуалы прощания с отправляющимися в смертельный полёт камикадзе. Каждому выдавалась деревянная шкатулка, куда смертник помещал обрезки ногтей и прядь волос — эта реликвия вместе с последним письмом отравлялась родственникам.

Перед взлётом прямо на поле ставили стол, накрытый белой (по японским поверьям — цвета смерти) скатертью. За этим столом командир подразделения протягивал каждому пилоту чашечку саке и самурайский меч — это отныне делало такого человека избранным.
В полёт камикадзе брали с собой белые флаги с надписями-девизами. Наиболее распространённой была фраза «Семь жизней за императора» (переделанная строка из популярного стихотворения «Хотелось бы родиться семь раз, чтобы отдать все жизни за Японию»).

По инициативе Такидзиро Ониси, форма камикадзе отличалась от одежды обычных солдат. На пуговицах были выбиты по три лепестка сакуры, а в качестве головного убора использовалась белая повязка с такой же, как на флаге, надписью-девизом.

Каждый смертник брал в полёт коробочку, содержащую восемь шариков риса — на случай, если он проголодается. Уже поднявшись в воздух, пилоты должны были пролететь над горой Каймон на юго-западе Японии — чтобы в последний раз посмотреть на свою родину и попрощаться с ней.

Несмотря на следование вековым традициям и торжественность обрядов, к концу войны боевой дух смертников резко упал. Они уже понимали, что их страна проиграла, и не хотели умирать напрасно. Сохранились документальные свидетельства, как один из камикадзе в отчаянии совершил самоубийственный таран своего командного пункта.

А вы знали об этом?  Подводные дома Жака-Ива Кусто

Матушка-камикадзе

Рядом с базой камикадзе, в деревне под названием Тиран, располагалась небольшая закусочная «Томия-сёкудо», которая стала излюбленным местом отдыха смертников. Хозяйку заведения, женщину по имени Торихама Томэ, даже прозвали Матушка-камикадзе. Именно она накануне вечером провожала многих японских юношей в их последний полёт — и давала материнское напутствие.

В 1975 году в деревне Тиран (с 2007 года она стала городом и получила название Минамикюсю) был открыт музей лётчиков-камикадзе. Здесь представлены фотографии пилотов, их личные вещи и последние письма, а также несколько самолётов, на которых они проходили подготовку и совершали таран. Материалы музея представляют погибших лётчиков как храбрецов и героев, добровольно отдавших свои жизни за родину и императора.

Тактика камикадзе не привела Японию к желанной победе. По статистике, две трети пилотов-смертников были сбиты зенитными орудиями или истребителями противника ещё до выполнения задания. В общей сложности в самоубийственных атаках погибли 1388 армейских и 2525 морских лётчиков. Им удалось уничтожить и повредить несколько десятков вражеских кораблей — но только американский флот насчитывал около 500 боевых единиц, так что потери не были слишком значительными.

15 августа 1945 года император Хирохито по радио объявил о капитуляции Японии (официальная церемония подписания этого акта состоялась 2 сентября). В тот же день командир лётчиков-камикадзе Такидзиро Ониси совершил ритуальное самоубийство и скончался 16 августа. А финальные атаки его пилотов были совершены на советские корабли 18 августа. Одному из самолётов удалось потопить катер-тральщик КТ-152, второй был сбит при попытке протаранить танкер «Таганрог». Когда самолёт подняли из воды, выяснилось, что его пилотировал поручик Йосиро Тиохара. Судя всему, он был последним из воздушных камикадзе.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *