Как на Руси колдунов искали

Как на Руси колдунов искали

 

В отличие от стран Западной Европы, в России никогда не было поощряемой церковными и светскими властями массовой охоты на ведьм и колдунов. За все время действия церковных судов здесь было сожжено и казнено другими способами людей примерно столько же, сколько в Париже фанатичные католики убили за одну лишь Варфоломеевскую ночь. Но в народе всё-таки всегда говорили о ведьмах и колдунах, и над ними — настоящими, а чаще мнимыми — порой вершили самосуд. Причём происходило такое и в блистательном XVIII веке, и даже вплоть до конца… XIX века, который называли просвещённым.

Расправа над ведьмами в России

Один из таких случаев произошёл 25 сентября 1895 года в Москве на Никольской улице, близ почитаемой в народе святыни — часовни Святого Пантелеймона. В те времена около неё всегда толпились люди. По ночам часовня была заперта, но ранним утром, ещё задолго до рассвета, в ней служили молебен. Затем чудотворная икона из часовни вывозилась в город для служения молебнов в частных домах. К этому моменту в часовне собиралось особенно много народа — все больше крестьяне и мещане.

Так было и в ночь с 24 на 25 сентября. Часовня ещё не была отперта, а около неё уже толпились человек триста. Среди них находились страдающий эпилепсией крестьянский мальчик Василий Алексеев и сопровождавшая его простая женщина. Возле этой пары стояла крестьянка Наталья Новикова. Она разговорилась с мальчиком и дала ему яблоко. Надо же такому случиться, что едва Вася начал есть его, как с мальчиком случился эпилептический припадок. На крик Алексеева прибежал с ближайшего поста городовой и отвёз больного в приёмный покой. Толпа, конечно, всполошилась:

— Отчего был крик? в чём дело?

Наталья Новикова и женщина, сопровождавшая Васю Алексеева, к тому моменту, видимо, уже успели повздорить, поскольку вторая из них принялась самым ехидным образом разъяснять народу:

— Мальчика испортила эта баба. Дала ему яблоко, а яблоко-то было наговорное. Едва он закусил яблоко — как закричит! И почал выкликать…

Сплетня быстро обошла толпу. На Новикову стали смотреть со страхом и ненавистью. Были слышны голоса:

А вы знали об этом?  Гора-убийца

— Ведьма!
— Мальца заколдовала!
— Пришибить — и греха не будет…
 Новикова испугалась и попробовала уйти от греха подальше. Когда она пробиралась к Проломным воротам, кто-то отчаянно возопил:
— Братцы! Бей колдунью!

И тотчас же началось: несчастную женщину сбили с ног и принялись колотить кулаками. Били с яростью и без жалости. На счастье «колдуньи», мимо проходил засидевшийся на работе до глубокой ночи чиновник Нейман, который, завидев происходящее, бросился в толпу, крича:

— Что вы делаете?! С ума сошли?! Ему отвечали:
— Уйди, барин! Не место тебе здесь… Наше дело, не господское…

Нейману тоже досталась изрядная порция тумаков, но он всё-таки, обороняясь, протиснулся к Китайскому проезду, где к нему подоспел городовой, чтобы принять полуживую Новикову. Она была страшно обезображена. И над местом этой средневековой расправы ярко сиял электрический фонарь, а вокруг располагался город, в котором уже появились телефоны.

Чумное безумие

Гораздо хуже в 1770 году сложилась судьба одного священнослужителя из украинского села Войтовка во время ужасающей эпидемии чумы. Какие меры власти ни принимали, ничего не помогало. Люди продолжали умирать сотнями и тысячами. В Войтовке крестьяне тогда решили, что по селу что-то ходит, отворяет окна и «надыхуе» через них в хаты, отчего народ и мрёт всё больше и больше. Объяснение моровому поветрию было найдено, так что оставалось отыскать лишь конкретного виновника бедствия. И вот на сельском сходе некоторые из присутствующих заявили, что видели ходящего по селу «упыря», что на него с остервенением нападали собаки, а скот при его виде стремительно разбегался. Якобы даже видели, во что «упырь» был одет: в белую рубаху и синие суконные штаны.

Всему селу было известно, что в таком одеянии обыкновенно ходил приходской войтовский поп, отец Василий. Тогда у присутствующих возникло подозрение, что это он и ходит по селу и «надыхуе» в хаты. Обратились с вопросом к самому батюшке, но он категорически отверг все обвинения. Тогда спросили попадью, не ходит ли батюшка ночью по селу. Неизвестно, имела ли она какой зуб на своего супруга, но попадья ответила, что ходит и что у мужа бывает по ночам его уже умершая сестра вместе с другими мертвецами, причём все они толкутся с шумом по комнате и «клацают ртами, будто что едят».

А вы знали об этом?  Чародеи на службе ЦРУ

 

Тогда мужики устроили очную ставку попадьи с батюшкой, требуя, чтобы она сказанное ею повторила в его присутствии. Она повторила, добавив:

— Не запирайся, попе, бо сама правда, що ты ходишь по селу в ночи.

Это подтвердила и поповская кухарка. После этого участь отца Василия была решена. 30 человек, выбранные сходом, сперва пошли и выкопали на кладбище яму, а затем явились к священнослужителю. Когда он вышел из дома, его стали бить кольями. Избив до полусмерти, селяне достали носилки, положили попа на них и отнесли к выкопанной яме. Там, пробив его тело осиновым колом от плеча к плечу «навылет», бросили в яму и, не слушая жалобные мольбы, ещё живого закидали землёй. Причём участники изуверского убийства позже уверяли, что поветрие болезни после этого затихло, хотя и не совсем.

Самозваный упырь

Ещё один характерный случай имел место 6 июля 1727 года в посёлке Решетиловка Полтавской губернии. В тот день туда пришёл некий Таврило Мовчаненко, уроженец села Стасовцы, и объявил себя упырём. Он заявил жителям, что дождя в страдающей от засухи Решетиловке нет из-за того, что там живёт много ведьм. Народ привёл Гаврилу к сотнику и потребовал от последнего, чтобы тот всякого, кого упырь объявит ведьминским отродьем, велел топить в воде.

Сотник этого не разрешил, но поскольку было «невозмогши народ уняти» и «уступая принуждению толпы», велел при всем народе допросить упыря. На допросе том упырь показал: родом он из села Стасовцы, волшебству учился в Зеньково у Ивана Голи-Постолы, живущего близ Гордня Тягни-шкуры. Наука волшебства состояла в мазанье под плечами «неким зельем». В Зеньково он прожил три года и знает там трёх ведьм, с которыми вместе волшебствовал. В самой Решетиловке он указал на четырёх «ведьм».

А вы знали об этом?  О чем молчит Ватикан

Показания упыря произвели в народе сильное волнение. Сотник, боясь бунта и угроз, что его самого убьют, если не даст утопить указанных ведьм, донёс о происходящем полтавскому наказному полковнику. Тот выслал для унятия бунта помощь. При этом упырь и четыре указанные им «ведьмы» были доставлены в Полтаву для допроса. Там Мовчаненко назвал себя волшебником и на очной ставке с Марией Пещанской, Марией Пустоваровой, Мотрей Гуринкой и вдовой Ефимией Сорочихой показал, что все они ведьмы. По словам Гаврилы, Пустоварова ночью, сделав его конём, ездила на нём и погоняла поленом, а Иван Голи-Постола, зеньковский житель и природный колдун, передал ему своё знание, и с того времени решетиловские и зеньковские ведьмы ездят на нём в Киев на Лысую гору.

Обвиняемые «ведьмы», однако, показали, что ничего про то не ведают. Тогда упыря допросили вновь — на сей раз «под батожным боем», после чего он сознался, что «в безумии опорочил» этих жён и что в «новомесяц припадает ему в голове замешанье», вследствие которого он трижды был близок к смерти. Полтавский полковой суд, узнавши «явную его, Мовчаненко, плутню и обману», приговорил опороченных женщин освободить из-под караула и отпустить их домой, о чём «всему урадово-решетиловскому товариству и посполитству и кому того ведати надлежит объявить, дабы всяк, ведая о таковом вымышленного обманщика и неполного ума человека потворе, впредь оному и подобным ему лживцам весьма не доверял».

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *