Искусство на продажу или возвращение шедевров

Искусство на продажу или возвращение шедевров

 

Как ни парадоксально, неисчерпаемым источником предметов итальянского искусства служат запасники музеев, как самых знаменитых, так и небольших, скромненько-провинциальных. Часто картины, скульптуры и прочие артефакты, считавшиеся чем-то второстепенным, оказываются шедеврами, которых специалисты уже и не числили «в живых». Почему такое происходит? Зачем музеи приобретают вроде бы и не очень им нужные вещи и десятилетиями хранят?

Да потому что они — итальянские!

Обаяние их неизбывно. Иметь в коллекции итальянских мастеров, особенно старых, престижно. Без этого музей – вроде, как и не музей, какую бы вывеску он не имел… Поэтому там, в тиши залов, в сумраке запасников, в реставрационных мастерских иной раз разыгрываются почти детективные истории, а ставки в этой игре зашкаливают…

Искусство на продажу или возвращение шедевров

Так, в середине 2012 года, музей искусств американского города Толедо (штат Огайо) вернул Италии этрусскую вазу VI века до нашей эры. Этот сосуд для воды, вероятнее всего, был тайно вывезен из Италии еще до 1981 года и по фальшивым документам продан музею в 1982 году известными торговцами-антикварами Джан-Франко и Урсулой Беккина, которые в свою очередь приобрели ее у профессионального контрабандиста Джакомо Медичи — имя-то какое! Рисунок на этой чернофигурной вазе иллюстрирует легенду о том, как юный бог Дионис был похищен пиратами с целью продажи в рабство. Негодяи уже предвкушали приличную сумму, которую они выручат за божественно прекрасного юношу, но Дионис превратил наглых пиратов в симпатичных дельфинов и обязал последних вечно сопровождать корабли.

Сотрудники музея Толедо, узнав истинную историю вазы, решили безвозмездно передать ее итальянским властям, что и было сделано на торжественной церемонии.

Заметим также, что сейчас сам Джанфранко Беккина пытается отвертеться от предъявленного ему в 2011 году обвинения в нелегальной торговле древностями…

А вы знали об этом?  Рене Магритт - художник нашедший свой абсолют

Но это единичное и не очень крупное событие. А вот фраза «Музей Гетти вновь нашел в своих запасниках артефакт сомнительного происхождения» в арт-бизнесе почти расхожая и чреватая скандалом большей или меньшей силы… Основатель музея, американский нефтяной магнат Дж. Пол Гетти (1892-1976), бывший в свое время богатейшим человеком планеты, оставил все свои миллиарды любимому детищу, что сделало этот музей самым агрессивным игроком на поле оптовой закупки произведений искусства. Особенно — итальянского.

Такая политика в 80-х годах прошлого века сильно изменила положение на арт-рынке в сторону безумного повышения цен, а руководство Музея Гетти неоднократно подверглось в этой связи резкой критике. Словом, бессистемно скупая на нефтедоллары произведения искусства, музей набил ими доверху свои закрома, но вот далеко не все сокровища попали туда «белыми» путями…

В 2006 году разразился скандал, и 40 предметов античного искусства, скульптур и керамики, попавших в Калифорнию по «серым» схемам, пришлось вернуть Италии. Но на этом противоток отнюдь не истощился, просто вошел в некое постоянное русло.

Так, голова бога Гадеса (Аида), созданная из терракоты в VI-III веке до н. э. и купленная Музеем Гетти в 1985 году, как выяснилось, была контрабандой вывезена из Италии. Когда это выяснилось, то калифорнийский музей по доброй воле решил возвратить эту часть большой статуи на Сицилию.

«Неизвестную Италию» можно обнаружить и в частной коллекции. Так произошло с работой Аннибале Карраччи (1560-1609) «Благовещение». Специалистам картина была известна давно — по черно-белому фотоснимку неважного качества. Никто из ныне живущего поколения искусствоведов не видел полотно вживую, однако в течение 40 лет его анализировали, делали выводы и, разумеется, искали оригинал. И нашли — в частной коллекции, где он находился уже около 60 лет… Теперь все могут по достоинству оценить картину во всем ее великолепии.

А вы знали об этом?  Средневековый космонавт на фасаде собора

Скромно одетая Мария занята чтением, рядом стоит корзина с рукоделием — напоминание о годах, проведенных ею в Иерусалимском храме, где она расшивала одеяния первосвященников. Появившийся архангел Гавриил с облака указывает на падающий сверху луч света. Белая лилия в его руках символизирует непорочность будущей Богоматери.

 

Подлинность картины была установлена в ходе искусствоведческой экспертизы, проведенной в США и Италии. Теперешний владелец картины получил ее в наследство от отца, который купил ее в 1950-х, а теперь решил продать через один из многочисленных аукционных домов.

Кстати, об аукционных домах…

И еще — об enfant terrible (избалованный и капризный ребёнок) итальянской живописи, Микеланджело Меризи да Караваджо, прожившем всего 37 лет (1573-1610), но успевшем в корне изменить представления современников о живописи.

В 2006 году некий англичанин по фамилии Туэйтс решил продать через аукционный дом Sotheby’s принадлежавшую ему копию картины Караваджо «Шулеры», оригинал которой находился в авторитетном Художественном Музее Кимбелл в городе Форт-Уорт (Техас, США). Полотно было продано, причем без особого ажиотажа, за 50 тысяч фунтов.

Новый владелец картины, Дэнис Махон известный эксперт по итальянской живописи, заручившись мнением компетентных коллег, (причем — сплошь итальянцев), стал доказывать, что купленная им работа – подлинник Караваджо. В лицензии, которую он вскоре получил, значилась уже новая цена «Шулеров» — 10 миллионов фунтов. Неплохое финансовое продвижение, согласитесь, и весьма многозначительное для картины с таким названием.

Теперь бывший владелец «Шулеров» обвиняет аукционный дом в недостаточно тщательной предпродажной экспертизе полотна — шутка ли, так промахнуться! Sotheby’s, понятно, ссылаясь на мнение других специалистов (все -британцы!) отстаивает свое мнение и, конечно, деньги… Вообще, споры подобного рода могут — с переменным успехом — тянуться годами. Где находится оригинал, кому принадлежит копия — покажет время.

А вы знали об этом?  Царские размеры человеческого творения

Неизменным останется одно — художественная неисчерпаемость Италии… Тут ни у кого не возникнет и тени сомнения.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *