Где найти избушку Бабы-яги?

Где найти избушку Бабы-яги?

 

Среди персонажей русского фольклора мало кто может потягаться в популярности с Бабой-ягой. Несмотря на то, что Ягу причисляют к нечистой силе, во многих сказках она выступает в положительной роли: поит, кормит, укладывает спать своих гостей, а затем указывает им правильный путь и одаривает волшебными предметами. Судя по старым сказкам, Баба-яга жила не только в центре, но и в удалённых уголках Руси…

Волшебный лабаз

Согласно славянской мифологии избушка Бабы-яги находится в месте пересечения двух миров: живых и мёртвых. Недаром она кривится, почувствовав «русский дух», а проще говоря, дыхание живого человека. Причём для подобных слов у сказочной старухи есть все основания, если учесть то, кем является её прототип.

Дело в том, что для древних славян, по преданию, потусторонний мир начинался на Севере, в Лапландии. Совершенно логично, что деревянные обрядовые строения финно-угорских народов наши предки принимали за жилище неких духов — иногда злых, а иногда и добрых. Причём у избушки Бабы-яги существует вполне реальный прототип, именуемый чамья. У северных народов это небольшой дом-кладовая, стоящий на высоком деревянном настиле или сваях, действительно напоминающих куриные лапы.

Впрочем, по-другому строить склад со съестными припасами в лесу было попросту нельзя. В обычный амбар могли забраться лесные звери. Подняться же в избу «на курьих ножках» волкам, лисам и зайцам было не под силу. При этом присказка «повернись к лесу задом, а ко мне передом» также имеет реальный смысл. Дело в том, что устанавливались чамьи, как и дом Яги, всегда на опушке леса, а тропа, ведущая к входу, шла от человеческого селения в сторону леса, соответственно и чамья была расположена лицом к путнику, а к лесу задом.

А вы знали об этом?  Человек-мотылек не вымысел киношников

Костяная нога

Возникает закономерный вопрос: каким образом лабаз, или, по-современному, склад, пусть даже расположенный в лесу, вдруг стал местом жительства старой ведьмы? Оказывается, в этом вопросе народные сказки также отражают не вымышленный, а реальный мир. Дело в том, что лесными складами с провизией для случайных путников и охотников чамьи стали в более поздний период истории, когда север Руси был заселён славянами.

До этого момента они являлись местом захоронения лопарей, yrpo-финнов, ханты и манси. Именно благодаря этой традиции Бабу-ягу и наделили эпитетом «костяная нога». Дело в том, что в подобных сооружениях порой действительно находились кости. При этом поскольку для умершего человека и погребальный домик сооружался по размерам его тела, то совершенно логично выглядит сказочное утверждение, что у Бабы-яги нос «врос в потолок». Причём засовом к её избушке на курьих ножках служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть, а сама она лежит и не может встать. Неудивительно, что обнаружить подобную хозяйку небольшого поминального домика, возвышающегося на сваях в лесу, было, мягко говоря, не слишком приятно.

Но зачем людям было забираться в места, где можно наткнуться на подобную избушку? Всё очень просто. Ведь жилище Бабы-яги «покрыто блином» и «подпёрто пирогом», то есть в нём всегда находилась поминальная еда, которая покойнику была ни к чему, но зато могла в прямом смысле спасти жизнь голодному человеку, заблудившемуся в лесу.

Традиции Севера

Сегодня традиция хоронить покойников в специальных домовинах в прошлом, но ещё полтора столетия назад она соблюдалась среди народов Русского Севера. Описание подобных ритуалов можно во множестве найти в этнографических справочниках и словарях XIX века. Чаще всего ритуальные домовины строили на больших пнях, чьи корни действительно сильно смахивают на куриные лапы, либо высоких деревянных сваях-опорах.

А вы знали об этом?  Колесо вечности ада и райский махровый феодализм

Такое разнообразие также нашло фольклорное отражение в способности избушки Бабы-яги приседать и подниматься в зависимости от желания её хозяйки. Двери в таких строениях были направлены в противоположную от места жительства людей сторону, а покойника клали ногами к дверям. Совершенно логично, что он не видел гостей и даже теоретически мог узнать о них только по «русскому духу».

Причём славяне, имевшие иные, нежели коренные жители Русского Севера, традиции погребения своих усопших, нередко считали обитателей таких домовин «живыми мертвецами», справедливо опасаясь приближаться к ним.

Почему женщина?

Учитывая тот факт, что покойники были обоих полов, возникает вопрос, почему в сказках Баба-яга предстаёт непременно женщиной и к тому же колдуньей. На самом деле никакого противоречия здесь нет.

Во-первых, нигде прямо не говорится, что Яга — женщина. Сказки описывают её как существо неопределённого пола в лохмотьях. Собственно именно так и должен был выглядеть покойник, пролежавший длительное время.

 

Во-вторых, со временем традиция погребения в домовинах, или чамьях, несколько изменилась. Угро-финны, так же как ханты и манси .погребали покойника в «домике на курьих ножках» лишь на время, а затем забирали и закапывали в землю. Вместо него в строение клали специальную обрядовую куклу, в которую, по местным верованиям, вселялся дух умершего человека.

По преданию, такая кукла считалась волшебной и могла творить чудеса. В частности, в книге «О государстве русском» 1588 года издания в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» говорится, что «яги» — это не что иное, как накидка, похожая на женский халат с отложным воротником. Причём шьют его шерстью наружу. Вспомним, как одета Баба-яга на иллюстрациях к сказкам и впоследствии в кинофильмах. На ней что-то вроде полушубка шерстью наружу. При этом её внешний вид не меняется в зависимости от времени года.

А вы знали об этом?  Вещие сны: феномен или просто надежда

На Урале как в древности, так в наши дни в глухих уголках можно увидеть «хоромы» Бабы-яги. В своей массе это деревянные домики на сваях, расположенные на полянах в глухом лесу. В подобном ритуальном амбаре находится кукла, одетая в наряд из «яги».

Нередко вокруг такого строения возводили частокол с развешенными на нём черепами животных, чтобы отпугивать духов и диких зверей, что также нашло отражение в иллюстрациях к сказкам о Бабе-яге.

Родственники за рубежом

Самое интересное, что существо, па описанию похожее на Бабу-ягу, упоминалось в легендах не только России, но и многих стран мира. В дохристианском прошлом Европы достаточно популярен был культ матриархата, когда в лесу в отдалении от людей жила жрица, к которой ходили за советом как простые люди, так и правители государств. Очевидно, именно здесь берет начало сюжет, когда Баба-яга одаривает гостя волшебными предметами и указывает ему путь к достижению цели.

Скорее всего, как в российском эпосе, так и европейском в прошлом произошло разделение на злую Бабу-ягу — Костяную Ногу и лесную ведьму-оракула. В качестве подтверждения данной версии можно привести описания богинь и волшебниц, существовавших у других народов. Греки почитали Гекату — трехликую богиню ночи, колдовства и охоты. У германских народов существовала Перхта. В Индии — кровавая богиня Кали.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *