Царские размеры человеческого творения

Царские размеры человеческого творения

В августе минувшего года исполнилось пятьдесят лет с тех пор, как советский вертолёт В-12 установил мировой рекорд, подняв на высоту более двух километров груз весом 44,2 тонны. Уникальная машина тут же получила прозвище Царь-вертолёт и продолжила отечественную традицию создания уникальных предметов, которые начиная с XIX века стали величать «царями». Кстати, рекорд Царь-вертолёта до сих пор никто не смог побить.

Царь-ванна для императора

Одним из наиболее удивительных предметов, который в отличие от Царь-пушки и Царь-колокола использовался по назначению, считается Царь-ванна. Причём для её размещения в Царском Селе был специально реконструирован Баболовский дворец, а процесс создания самого сосуда для купания монарших особ до сих пор окружает множество тайн и загадок.

Первый вариант дворца в Баболове был возведён по приказу Екатерины II в 1782 году. Использовать его предполагалось для интимных встреч членов императорской фамилии с их возлюбленными. Тем не менее, несмотря на романтическое предназначение, внешне это было мрачное одноэтажное здание с несколькими комнатами. Каждая из них имела отдельный выход в парк, чтобы посетитель мог незамеченным войти или выйти из любой спальни дворца. Со временем дворец пришёл в упадок.

Царские размеры человеческого творения

В 1823 году архитектору Василию Стасову было поручено реконструировать его, установив в здании гигантскую ванну. Для этой цели по приказу Александра I разобрали большую часть строения, а после установки гигантской ванны существенно перестроили. Не менее интересной оказалась история создания самой каменной чаши. Огромную ванну заказали каменотесу Самсону Суханову. Работа заняла долгие семь лет с 1811-го по 1818 год. При этом до сих пор непонятно, каким образом каменотёс без сверлильных и шлифовальных станков сумел создать идеально ровную поверхность ванны весом 48 тонн, выдолбленной в сверхпрочном граните.

А вы знали об этом?  Кто позировал для васнецовских "Богатырей"

Дело в том, что необходимое для данной работы оборудование появилось лишь спустя сто лет. Тем не менее Царь-ванна была создана и оказалась настолько уникальной, что о ней в 1812 году писали в журнале «Отечественные записки». Диаметр ванны составлял 5,33 м, глубина 1,52 м и высота 1,96 м. Для её наполнения требовалось 800 вёдер воды. Вода в ванне благодаря особенностям гранита, из которого она была создана, всегда оставалась приятно прохладной и красиво меняла цвет в зависимости от освещения солнцем. Известно, что в царь-ванне Александр I принимал водные процедуры со своей фавориткой Софьей Вельо. Сегодня уникальная ёмкость по-прежнему находится в Баболовском дворце Царского Села.

Царь-танк: герой Первой мировой войны

Боевые действия современной армии немыслимы без применения танков. Тем не менее всего столетие назад танки выглядели громоздкими монстрами, вызывая панический ужас противника в Первую мировую войну. В основном в боевых действиях участвовали танки английского и немецкого производства, несмотря на то что первый в мире танк был сконструирован в Российской империи.

Согласно официальной историографии, изобретателем танковой гусеницы являлся житель села Никольского Саратовской губернии Фёдор Абрамович Блинов, получивший в 1878 году соответствующий патент на своё изобретение. Автором же первого в мире проекта танка с гусеничным ходом стал сын знаменитого химика Василий Дмитриевич Менделеев. Крупнейший на начало XX века Царь-танк создал инженер Николай Лебеденко в 1914-1915 годах.

Царские размеры человеческого творения

Внешне Царь-танк представлял собой бронированную боевую кабину, передвигавшуюся на гигантских колёсах. Считалось, что танк неуязвим для вражеских снарядов, а его колеса способны преодолевать ямы, окопы и траншеи. В качестве вооружения на танке размещались пушка и три пулемёта: два по бокам и один под днищем. Огромные передние колеса танка имели по девять метров в диаметре. Проблема была лишь в низкой скорости боевой машины, составлявшей всего 12 км/ч.

А вы знали об этом?  Загадки Спящей леди из Гипогея

По данным историков, когда Николай Лебеденко продемонстрировал модель своего изобретения Николаю II, они вдвоём, будто дети, уселись играть ею на полу. Проверочные испытания Царь-танк проходил в лесу под Дмитровом. Боевая машина успешно поразила все боевые цели, преодолела широкие окопы, валила деревья, но при этом вязла в мягкой лесной земле. В итоге государственная комиссия выдала отрицательное заключение на ввод в эксплуатацию данного танка.

До 1917 года Царь-танк оставался на полигоне под Дмитровом, а затем был разобран на металлолом, хотя его истинное место было в музее.

Царь-фонарь: святое пламя

В то же время необходимо отметить, что большинство царь-предметов, созданных в дореволюционной России, — это настоящие произведения искусства. Особенно изящно выглядит изготовленный в XVII веке по личному распоряжению митрополита Иллариона огромный фонарь высотой более двух метров, прозванный в народе Царь-фонарём.

 

Царские размеры человеческого творения

Высокая честь, оказанная этому предмету, оказалась напрямую связана не только с его выдающимися размерами, но и с необычной формой. Дело в том, что купол фонаря до мельчайших деталей повторял форму Рождественского собора в Суздале. Свечи ставились внутрь фонаря через специальное окошко. При этом сама конструкция была организована таким образом, что ветер не мог потушить пламя. Конечно, это выделяло Царь-фонарь среди его собратьев.

Фонарь, как и большинство его царских предметов-родственников, на протяжении нескольких столетий использовали по прямому назначению. Но время неумолимо, и Царь-фонарь постепенно сильно обветшал. Его реставрацию поручили Вячеславу Басову, который постарался полностью восстановить уникальный внешний облик фонаря. В наши дни Царь-фонарь, чей вес составляет 160 килограммов, полностью исправен и находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Царь-ваза: краса Алтая

Вазу для цветов можно встретить в большинстве жилых домов мира. В то же время сложно себе представить, каких размеров должен быть букет цветов, чтобы заполнить собой Царь-вазу, расположенную в одном из залов Эрмитажа. История её создания до сих пор вызывает гордость за отечественных резчиков по камню и горнопроходчиков XIX века.

А вы знали об этом?  Можно ли спасти Пизанскую башню

Царские размеры человеческого творения

Дело в том, что для создания Царь-вазы, или, как её называют, Большой Колыванской вазы, была использована уникальная глыба яшмы, обнаруженная в каменоломне Алтая в 1819 году. Размеры камня поражали. При весе 19 тонн его диаметр составлял более пяти метров. До Колыванской фабрики огромный камень волоком тащили по лесам и болотам более тысячи человек в течение трёх месяцев. При этом выдалбливание вазы и её шлифовка продолжались 15 лет — с 1828-го по 1843 год.

В Санкт-Петербург удивительное произведение искусства доставили на специальной барже, поместив затем в специально выделенном зале Эрмитажа.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Будьте первым.