Безголовые фотографии — парадокс искусства

Безголовые фотографии — парадокс искусства

 

Мода на безголовые портреты зародилась в Англии в середине XIX века, быстро захватила всю страну и даже вышла за её пределы. Но, как и любая мода, она быстро прошла, оставив нам на память уникальные, забавные и одновременно пугающие кадры, созданные фотографами того времени.

Упрямый Иоанн Креститель

Безголовые фотографии - парадокс искусстваНа самом деле не совсем правильно называть эти портреты безголовыми, ведь как раз голова-то на них присутствует, хоть и не на том месте, где ей положено быть. А вот телу в кадре находиться совсем не обязательно. Но данные нюансы выбирались уже на вкус заказчика.

Считается, что создателем этого экстравагантного вида искусства был британский фотограф шведского происхождения Оскар Густав Рейландер. Причём намерения у него были самые благочестивые — создать большую фотокомпозицию, где, помимо всего прочего, присутствовала бы отрубленная голова Иоанна Крестителя.

Технически вопрос решался несложно, но долго и муторно — необходимо было правильно скомбинировать друг с другом два или несколько негативов. В случае с Иоанном Крестителем один — с головой, а второй — с фоном (им служило блюдо). Главная проблема заключалась в натурщике с подходящей головой. С этим человеком Рейландеру пришлось очень долго возиться. Причём самого натурщика он нашёл довольно быстро, случайно встретив прямо на одной из лондонских улиц. Но джентльмен с головой Иоанна оказался очень упрямым и на предложение попозировать согласился лишь спустя несколько лет непрерывных уговоров. Желанная фотография появилась на свет примерно в 1858 году.

Викторианская мода

Безголовые фотографии - парадокс искусстваНесмотря на то, что задуманную фотокомпозицию создать так и не удалось, сама голова на блюде очень понравилась королеве Виктории, и она приобрела у Рейландера 22 его работы, в том числе и эту фотографию. Разумеется, после королевы к фотографу потянулись и другие заказчики, а его конкуренты начали оперативно осваивать новый вид фотоискусства.

А вы знали об этом?  Покушения на Иосифа Виссарионовича

Очень скоро стены гостиных и полки каминов в викторианских домах украсили фотографии мужественных джентльменов, отважно насадивших на пику свою голову с аккуратным пробором. Юные леди, нежно теребили причёски, украшавшие их очаровательные головки, лежавшие у них же на коленях, а мужья небрежно держали за волосы «отрезанные» головы своих жён. Британские офицеры позировали модным фотографам целыми группами. Головы солдат, вместо того чтобы находиться на положенных им местах, держались у каждого под мышкой.

Очень скоро викторианская мода докатилась и до Америки. Фотографы Нового Света не стали зацикливаться на обычных портретах, они пошли ещё дальше и начали создавать целые жанровые сцены с акробатами, жонглирующими отрубленными головами, официантами, сервирующими ими стол, и всем, на что у фотографа или заказчика хватало фантазии. До появления «Фотошопа» было ещё очень и очень далеко, но основы его применения начали зарождаться именно тогда.

Семейка Бакли

Безголовые фотографии - парадокс искусстваВ июне 1881 года британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт решил ускорить процесс «безголовой» съёмки, правда, довольно варварским способом, не применимым к людям. Для начала он путём усовершенствования техники сделал выдержку более короткой. А потом, чтобы наглядно продемонстрировать своё изобретение, взял мула, привязал к его голове динамит и произвёл взрыв. Момент, когда голова животного разлетается на куски, запечатлён на фото.

Беннетт получил патент на своё изобретение (увеличение скорости выдержки, а не уничтожение мула таким изуверским способом) и порицание со стороны общественности за жестокое обращение с животными. Разумеется, подобный способ съёмки не получил распространения, и фотография с безголовым мулом остаётся чуть ли не единственной, сделанной в подобном жанре.

 

Но любая мода рано или поздно проходит. К 1900 году у людей пропал интерес к подобным портретам, и почти все фотографы вернулись к классическим изображениям сидящих на стуле мужей и покорно стоящих рядом жён, причём головы и у тех, и у других были на том месте, на котором им положено быть природой. «Расчленять» заказчиков на фотографиях стало считаться уделом провинциалов, и людей, безнадёжно отставших от мировых тенденций. Примерно, как сейчас фотографировать женихов, держащих на ладонях своих невест, и наоборот.

А вы знали об этом?  Шансы выжить в русской рулетке есть

Безголовые фотографии - парадокс искусстваНо через 100 лет о безголовых портретах всё-таки вспомнили. Правда, не фотографы-портретисты, а любители фальсификаций. В частности, известна история так называемой фотографии семьи Бакли, на которой вооружённые топором детишки стоят у обезглавленного трупа собственной матери. Легенда, связанная с семьёй Бакли, звучит следующим образом: якобы двое детей — Сьюзан и Джон — хотели изготовить чучело в рост человека, чтобы пугать людей на праздник Хэллоуин, но по какой-то причине решили использовать вместо чучела собственную мать, отрубив ей голову топором.

Подобное преступление действительно случилось в 1890 году на Среднем Западе, и так и осталось нераскрытым. Причём там всё оказалось гораздо страшнее, так как труп матери нашли наполовину съеденным, а дети и вовсе исчезли. Что касается фотографии, якобы сделанной детишками сразу же после убийства, то о ней ходили слухи, будто её недавно нашли на одной из распродаж, и теперь она является главной уликой в этом преступлении. Однако позже выяснилось, что данная фотография — подделка, мастерски изготовленная в 2006 году.

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *