Без каблука никак
История

Без каблука никак

Трудно представить себе гардероб современной модницы без обуви на каблуках. Но кто же была та первая красавица, решившая стать повыше. Этого мы никогда не узнаем. Известно только, что произошло это очень-очень давно. На древнеегипетских фресках IV тысячелетия до нашей эры изображены мужчины и женщины в обуви на небольших каблуках.

Обувь для грязи

Египетские крестьяне использовали каблуки, которые больше походили на очень высокие тяжёлые платформы, в хозяйстве. Они надевали такую обувь для работы в поле. Так им легче было ходить по рыхлой земле.

В Древних Греции и Риме повседневной обувью обеспеченных людей были сандалии и открытые сапоги на толстой подошве. Правда, модницы предпочитали модели повыше — с двумя каблуками. Обувь на каблуках как театральную использовали актёры. Они выходили на сцену в котурнах до 20 сантиметров высотой в зависимости от роли. Выше всех в спектаклях были боги и императоры. Котурны стали профессиональной обувью древнеримских проституток. Их занятие было вполне законным, и женщины не боялись эффектно показать себя.

К Средним векам мода, естественно, изменилась. На самых высоких в истории платформах-каблуках пришлось 2,5 века ходить состоятельным европейским горожанкам. Они носили чопины — обувь, подошва которой представляла собой подобие подставки (или платформы) высотой до полуметра, а то и повыше. Их придумали в Средней Азии, но европейские женщины сразу поняли: это то, что им нужно для выхода в свет. Без них из дома не выбраться.

В те времена грязные улицы европейских городов были также помойкой и туалетом. Туда выбрасывали мусор, выплескивали из дверей и окон помойные ведра и ночные горшки. Стадо скота, когда его прогоняли через город, тоже оставляло свои следы. Через смрадную лужу на узкой немощеной улице невозможно было пробраться, не наступив в неё. Предназначенные для грязи кожаные сандалии паттены, несмотря на толстые подошвы, не спасали. Дабы ходить на высоченных чопинах, нужны были или слуга, чтобы на него опираться, или толстая трость. Самой популярной обувью чопины стали у венецианских женщин. С тех пор историки женской моды донесли до нас анекдот о том, будто чопины придумали ревнивые мужья для неверных жён, чтобы последним труднее было бегать к любовникам.

В XVI веке появилась обувь на невысоких каблуках для тех, кто много ездил или путешествовал верхом. В такой обуви было легче удерживать ногу в стремени. Высота кавалерийских каблуков в основном не превышала 2,5-4 сантиметров. Спешившись, на них можно было легко ходить пешком. Со временем каблуки для верховой езды становились повыше и потоньше. Кавалеры и дамы овладевали искусством ходить в такой обуви и по улицам, и в помещении.

Высокая мода

В том же веке королева Франции итальянка Екатерина Медичи превратила обувь на каблуках из предметов, полезных в быту и хозяйстве, в модный атрибут. Невысокой королеве не хотелось быть ниже своих подданных, особенно фаворитки короля Дианы де Пуатье.

Медичи встала на каблуки высотой пять сантиметров, что, по мнению высшего света, сделало её походку одновременно и величественной, и соблазнительной. Подхватившая новую моду королева Англии Мария Тюдор для себя выбирала каблуки повыше.

Королевская обувь снискала успех и у женщин, и у мужчин. Общество стало воспринимать каблуки как признак успеха, власти, привилегий и богатства. В Англии таких людей стали называть well-heeled, что в переводе означает «хорошо окаблученный». Однако в словарях до сих пор сохранился более содержательный перевод — «богатый», «состоятельный».

При дворе французского короля Людовика XIV действовал свой обувной кодекс. Сам он при росте 163 сантиметра часто ходил в обуви на 15-сантиметровых каблуках, которые были разрисованы цветными батальными сценами. Знатные аристократы имели право ходить в обуви на красных каблуках. Однако никому нельзя было появиться в туфлях на каблуках выше королевских.

Каблуки росли до Великой французской революции 1789 года. В послереволюционное десятилетие они исчезли. Наполеон их запретил, чтобы обозначить исчезновение аристократии и наступившее в обществе равенство. У женщин в моду вошли простенькие танкетки, а также бальные кожаные и шёлковые туфли — тапочки на тонкой подошве. В них было очень удобно танцевать вальс. Он стал популярным в Вене незадолго до французской революции и быстро завоевал всю Европу. Вальс отчасти поддержал обувной дизайн Наполеона, хотя сам император был плохим танцором и почти не вальсировал, потому что у него начинала кружиться голова.

Долгое возвращение

Наполеон и вальс изгнали высокие каблуки на несколько десятилетий. Они вернулись только во второй половине XIX века, когда в Европе стало модным иметь маленькие ступни при высоком подъёме. Такие ножки считались европейски аристократичными. А где их взять? Невыполнимую для многих анатомическую задачу решили забытые каблуки. Их высота сразу выросла до 15-20 сантиметров, и такая обувь пошла в широкую продажу.

Тогда реклама убеждала, что высокие каблуки вместе с корсетом улучшают фигуру и, кроме того, полезны для здоровья. Они скрывают сутулость и помогают легче переносить усталость и боли в спине и пояснице. Противники каблуков безрезультатно убеждали общество, что такая обувь аморальна как сексуально агрессивная. Коварные женщины ловят на них наивных мужчин как на отравленные крючки. Америка от Европы отстала. Там широкое производство обуви на каблуках началось лет на тридцать позже.

Среди женщин одной из первых на высокие каблуки встала британская королева Виктория, а вот в мужской гардероб они не вернулись. В наступившую автомобильную эру их судьбу решили педали газа и тормоза. Из прошлого автомобилистам больше всего подходила обувь на низких кавалерийских каблуках.

В прошлом веке

В начале прошлого столетия очередной массовый женский каприз вернул в моду более удобную плоскую подошву. Во время Первой мировой войны было не до каблуков. Они вернулись в послевоенные 1920-е годы, когда всем хотелось красиво одеваться и весело жить. Тогда женщины навсегда полюбили и невысокий, но очень удобный для танцев каблук «рюмочку». «Рюмочный» бум повторился через много лет, в 1960-е. Мировой экономический кризис 1930-х годов сказался и на каблуках: они стали ниже и толще. Однако кинодивы Марлен Дитрих и Джин Харлоу всё равно предпочитали довольно высокий прямой испанский каблук.

После кризиса началась Вторая мировая, и только в 1950-е годы мода на высокие каблуки вернулась. С 1955 года благодаря Кристиану Диору и Роже Ви-вье воцарилась шпилька с металлическим стержнем внутри. Этот высокий, до 12 сантиметров, и очень тонкий, до трёх миллиметров, в основании каблук также называли «стилет». Кое-где на них запрещали ходить в общественных зданиях, чтобы поберечь полы. Первыми знаменитостями, надевшими такие туфли, были Мэрилин Монро и Одри Хепберн. Понятно, что стало с модницами, когда они узнали о словах Мэрилин: «Дайте девушке пару туфель на шпильках, и она завоюет весь мир!». Самой Монро это удалось.

С появлением мини-юбки в начале 1960-х годов на несколько лет стали модными сапоги на шпильках. Однако к концу десятилетия в среде молодёжи широко распространилась культура хиппи, а они предпочитали более простую и практичную обувь на платформе. Тем на менее в 1970-е годы, когда многие выбирали шокирующую манеру одеваться, на ногах нередко можно было увидеть туфли, напоминающие римские котурны или венецианские чопины.

В 1980-е каблук снова пошёл в рост. Модели в туфлях на высоких каблуках дефилировали по подиумам всего мира. Прославились такие дизайнеры обуви, как британка Эмма Хоуп, испанец Маноло Бланик, малайзиец Джимми Чу.
Несмотря на усилия этих и других успешных дизайнеров, во второй половине 1990-х обувь на высоких каблуках уже в который раз за свою историю потеряла популярность. Отчасти так произошло из-за возрождения в те годы культуры хиппи, которые предпочитали более удобную обувь.

Познакомившись с историей каблука, нетрудно предсказать, что в XXI веке он, как и раньше, будет становиться то выше, то ниже, то толще, то тоньше. Можно предположить, что так будет продолжаться все столетие. В нынешнем сезоне в моде снова высокие каблуки. У женщин необыкновенно широкий выбор.

Никогда раньше не было такого разнообразия по форме, материалам и декору. Некоторые кутюрье заговорили о высоких, например 10-сантиметровых, каблуках и для мужчин. Правда, они сами признают, что если и удастся возродить моду времён Людовика XIV, то очень ненадолго.

А вы знали об этом?  СМЕРШ. По обе стороны фронта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *