Беглые крестьяне - корни русского казачества
История

Беглые крестьяне — корни русского казачества

В «Тихом Доне» Михаила Шолохова есть эпизод, когда русский человек Иосиф Давыдович Штокман открывает глаза казакам на их происхождение:

«— Казаки от русских произошли. Знаешь про это?

А я тебе говорю — казаки от казаков ведутся, — возражает ему один из них». Но Штокман продолжает гнуть свою линию:

« — В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками».

Столь наглое заявление возмутило присутствующих, и Штокман чудом избежал трёпки.

Беглая голытьба в земном раю

Между тем Иосиф Давыдович не виноват. Он просто изложил официальную теорию происхождения казачества, бытовавшую во всех дореволюционных учебниках и энциклопедиях. Она была взята на вооружение и коммунистической пропагандой. К примеру, отрывая Большую советскую энциклопедию, читаем, что казачество — это «первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнёта крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства. Казачество окончательно сложилось в XVI-XVII веках. Казаки сражались с врагами Русского государства…

За оборону границ казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов…». Так что же получается? Вольнолюбивые крестьяне, не желавшие гнуть спину на помещиков, бегут от них и прячутся на окраинах страны. Но где эти укромные уголки, скрывающие сотни тысяч беглецов? Не в лесах, не в горах, а посреди обширных степей, просматриваемых на многие километры вокруг. Здесь текут самые крупные реки России — Днепр, Дон, Волга, Урал и Терек. Здесь в XV-XVII веках проходили основные торговые и военные пути. Менее удачных мест, чтобы прятаться от преследования, трудно сыскать.

Историки утверждают, что в те времена эти области были не заселены. В такое верится с трудом. Ведь Кубань, нижняя Волга и северное Причерноморье — самые благодатные в России места. Здесь ровный тёплый климат, черноземные почвы, дающие богатые урожаи зерновых, овощей, фруктов, бахчевых культур. За подобные земли люди бьются, не щадя живота своего, и достаются они самым сильным, смелым и удачливым. И вдруг прибегает какая-то неорганизованная гопота и ни с того ни с сего получает этот земной рай на блюдечке с голубой каёмочкой?!

Затем эти вчерашние землепашцы, вместо того чтобы тихо сидеть, возделывая доставшиеся на халяву черноземы, чуть ли не моментально организовываются в мощнейшее войско. Оно защищает рубежи России от многочисленных врагов, и за это хуторяне и станичники освобождаются от налогов. С какого перепугу беглые крестьяне стали на защиту государства, от гнёта которого они столь счастливо освободились, и каким образом они его защищали, не имея никаких воинских навыков? Внятного ответа на эти вопросы историки не дают.

С Дону выдачи нет

Но всё встаёт на свои места, если предположить, что казаки живут на своих землях с незапамятных пор, и костяк их составляют вовсе не беглые крестьяне, а особый народ, имеющий тюркские корни. На это указывает и само слово «казак» — тюркское, означающее «удалец».

В древности казачества мы можем убедиться, открыв «Историю Льва Диакона» — византийский литературный памятник X века. В ней есть эпизод встречи императора Иоанна Цимисхия с киевским князем Святославом Игоревичем. Вот как описывается Святослав: «Он приплыл на скифской ладье… был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода… В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами».

В этом описании легко узнаются четыре уникальные черты облика запорожских казаков: висячие усы, бритая борода, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, которую по казацкой традиции должен был носить единственный сын у родителей. Вполне справедливо предположить, что насельники Запорожской Сечи переняли «моду» у русов — славян-ободритов, приплывших со своим предводителем Рюриком с берегов Лабы (Эльбы) на Ладогу. Эти пришельцы постепенно подчинили себе все угро-финские и тюркские племена, обитающие на просторах Восточно-Европейской равнины, дали им свою культуру, свои язык и обычаи и стали правящим классом империи, которую на Западе именовали Тартарией. Эта империя существовала задолго до пришествия русов и занимала огромную территорию от Балтики до Тихого океана.

Однако Рюриковичи сумели захватить власть в западной её части — Золотой Орде — и стать царской династией. Основу войска Золотой Орды, оберегающего её, южные границы, составляли степные тюркские племена (например, кипчаки, которых северные соседи звали половцами), которые позже стали известны нам под собирательным именем «татары». А воины в этом войске звались казаками. Под казачьими знамёнами собирались не только тюрки, но и кавказцы, и удальцы из северных и западных областей империи. Позже в казаки стали принимать и беглых крепостных. По договорённости с царским правительством решено было не возвращать помещику сбежавшего крепостного, вступившего в Донское казачество. Так появился принцип «с Дону выдачи нет».

Казачьи войны

Следует заметить, что казачьи войска были не оборонительными, а наступательными. Они не стеснялись нападать на сильнейшие государства своего времени: Турцию, Речь Посполитую, Персию… Казаки ходили походами в Сибирь. Их суда — чайки и струги — доминировали на Дону, Волге, Днепре и Каспии. Наполеон Бонапарт однажды заметил: «Казаки — это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Во внутрироссийские дела казаки тоже вмешивались очень активно. Только описывается такое вмешательство в учебниках истории довольно странно. К примеру, против Романовых в XVII веке воевали казаки (Хлоп-ко, Иван Болотников, Степан Разин). А историки называют это «крестьянскими войнами». А кто совершал набеги на Москву, Серпухов, Калугу и другие среднерусские города во второй половине XV — первой половине XVI века? Да те же казаки. А в учебниках эти набеги называют татарскими. Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается Астраханское ханство. Но, как только в 1556 году заключается мир, и это ханство присоединяется к России, здесь уже расположено Астраханское казачье войско.

Если мы возьмём военные карты первой половины XVI века, то увидим, что на Волге и Дону находится Большая Орда, на Днепре — Едисанская Орда, на Яике (Урале) — Ногайская Орда. А во второй половине XVI века без лишних объяснений на этих же самых местах появляются соответственно надписи «Донские казаки», «Запорожская Сечь», «Ногайские и Яицкие казаки». И, по сути, татары от казаков ничем не отличаются: общие территории обитания, идентичные оружие, одежда, способ ведения боевых действий… Может быть, это действительно один и тот же народ?

Если принять во внимание тот факт, что казаки в старину были регулярной армией Русского государства, становится понятнее их роль в бурных событиях XVII столетия, когда Романовы свергли Рюриковичей и узурпировали власть в Московии, то есть в западной части Тартарии. Восточная же часть империи осталась верна прежней царской ордынской династии. Вследствие этого произошёл раскол и в самом казачестве, вызвавший междоусобицу. Не желая служить Романовым, большая часть войска ушла на запад, в Речь Посполитую, остальные — на юг, в Крым и Турцию. Среди запорожских казаков произошёл религиозный раскол. Некоторые приняли католицизм, другие остались верны православию. Вскоре в тех краях вспыхнула гражданская война, результатом которой стало разделение территорий западного и восточного казачества по Днепру. Левый берег провозгласил воссоединение с Россией, а правый так и остался врагом Романовых на многие десятилетия.

Казаки, осевшие на Дону, Волге и Яике, тоже разделились: одни из них решили пойти на службу новым московским царям, другие же сохранили верность законной Ордынской царской династии. Именно эти вторые выступили в поход против Романовых под предводительством Степана Разина. Сам он был всего лишь воеводой и на царский трон не претендовал, но в его ставке был юноша — царевич из рода Рюриковичей. Эта кампания, называемая историками «крестьянской войной 1667-1671 годов», закончилась поражением казаков.

Ордынские силы попытались взять реванш спустя столетие, начав войну под предводительством Емельяна Пугачёва. И вновь правительственные войска взяли верх, во многом благодаря гению Александра Васильевича Суворова. После этого принижение роли казаков и вычищение их истории из учебников стало для Романовых государственной политикой. А большевики вообще организовали геноцид казачества, дабы этот самобытный народ навсегда канул в Лету. И только в наше время началось возрождение казачества. Хотелось бы, чтобы историческая справедливость была восстановлена.

А вы знали об этом?  Подвалы Лубянки. Часть 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *