Баба-яга, ты кто такая?

Баба-яга, ты кто такая?

 

«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…». Эта самохарактеристика одной из пассий главного героя фильма «Покровские ворота» вполне применима к самому, пожалуй, неоднозначному персонажу русских сказок — Бабе-яге.

Страшная злая старуха-ведьма с огромным горбатым носом — похитительница и пожирательница детей и помощница добру молодцу в битве с Кощеем. Она может посадить ребёнка на лопату, зажарить в печи — а может и сама, обманутая добрым молодцем, усесться на ту же лопату. Может снести голову неудачливому витязю и водрузить его череп на частокол, опоясывающий избушку на курьих ножках, — а может накормить, напоить, в бане попарить, меч-кладенец и крылатого коня подарить.

«Пограничница»

Баба-яга, ты кто такая?По наиболее распространённой среди учёных-фольклористов версии, Баба-яга — всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства» — потустороннего мира. Она провожает туда души умерших. И сама Баба-яга полужива-полумертва. Граница миров проходит как раз посередине избушки на курьих ножках, так что голова её хозяйки, лежащей «на печи, на девятом кирпичи», находится в мире живых, а ноги — в мире мёртвых (отсюда — костяная нога). Космы её растрепаны (умерших женщин в старину хоронили с распущенными волосами), возможно, она не видит живых людей, а только чует их «по русскому духу».

Кстати, о её жилище. Избушка на курьих ножках — это полная нелепица. Другое дело — на курных, то есть окуренных дымом. Именно на таких столбах наши предки славяне в VI-IX веках ставили «избу смерти», в которую помещали прах усопшего.

Избушка Бабы-яги — это портал для перехода в иной мир. Живому туда попасть очень трудно. Для этого нужно повернуть избушку к лесу задом, к себе передом, а затем угомонить разъярённую старуху, напомнив ей о законах гостеприимства. Пройдя ритуал очищения (помывшись в бане), отведав пищи мёртвых, добрый молодец тоже становится не вполне живым и, значит, может войти в царство смерти. А Баба-яга, сменившая гнев на милость, даст ему волшебный клубочек, который покажет дорогу в Кощеев чертог, научит, как победить грозного врага.

А вы знали об этом?  Металлическая библиотека атлантов

Пирог из младенца

Баба-яга, ты кто такая?По другой версии, Баба-яга — это ведунья, знахарка, нелюдимая женщина, живущая в лесной глуши, вдали от человеческого жилья. К ней приходили лечиться, приносили заболевших детей. В древности существовал обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных, например, рахитом. Дитя заворачивали в пелёнку из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды запихивали в горячую печь. Потом ребёнка разворачивали, а тесто отдавали на съедение псам. Считалось, что хворь перейдёт на собаку, которая сумеет с ней справиться быстрее, чем человек. С той же целью иногда вместе с младенцем пихали в печь и щенка.

А теперь представьте, что это действо увидел какой-нибудь чужеземец. Он, ничего не поняв, пришёл в ужас — и сочинил страшную сказочку о людоедке-язычнице, жарящей в печи младенцев. Прошли годы, обряд забылся, а его уродливое отражение в сказках о Бабе-яге осталось. Однако ни в одной из них старуха не жарит ребёнка в печи, а лишь собирается это сделать. Генетическая память народа сильней идеологических искажений.

Из жрицы — в ведьмы

Баба-яга, ты кто такая?По третьей версии, Баба-яга — верховная жрица, ведающая обрядом инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Это действо означало символическую смерть ребёнка и рождение взрослого мужчины, посвящённого в тайны племени и имеющего право вступать в брак. Подростков уводили в лесную глушь, где волхвы обучали их всему, что необходимо для взрослой жизни охотников и воинов, открывали им некоторые тайны мирового устройства. В обряд инициации входила имитация пожирания юноши чудовищем и последующего его воскрешения. Испытуемые при этом подвергались истязаниям, а порой получали телесные повреждения. И потому страх перед этим обрядом испытывали и сами мальчишки, и особенно их матери.

Обычай инициации канул в прошлое, а тёмный страх перед ним остался в народной памяти, и жрица-ведунья превратилась в фольклоре в страшную кровожадную ведьму, похищающую и пожирающую детей.

Царица Нави

Баба-яга, ты кто такая?В древнеславянской мифологии Баба-яга — дочь Вия, владыки срединного царства Нави, то есть подземного мира мёртвых. И была она вовсе не страшной уродливой старухой, а прекрасной девушкой, по красоте, не уступающей самой Ладе — богине любви. А ещё Баба-яга была могучей воительницей, способной в одиночку противостоять множеству врагов, и никто из смертных не дерзнул бы сойтись с ней в поединке, да и мало кто из богов решился бы на это. А она поклялась, что выйдет замуж лишь за того, кто одолеет её в честном бою.

А вы знали об этом?  Люди-амфибии с острова Крит

Но никто не решался бросить ей вызов, справедливо полагая, что этот поединок будет не таким уж и честным, поскольку Баба-яга владела тёмной магией даже лучше, чем мечом, и не стеснялась обрушивать ведовскую силу на своих противников. Одолеть её сумел лишь великий Велес — бог мудрости, богатства, плодородия, покровитель волшебников и поэтов. Он женился на ведунье, и они стали править верхним царством Нави, которое занимало срединное положение между миром живых и мёртвых, не являясь ни тем, ни другим.

 

В поздних славянских преданиях Баба-яга предстаёт уже не вечно молодой и могучей тёмной воительницей, знающей языки животных и растении и повелевающей стихиями, а уродливой старухой, внушающей ужас любому одним своим видом. Такое превращение произошло из-за проклятия светлых богов, которое постигло Бабу-ягу, когда Велес по её наущению похитил из Ирия небесных коров. С тех пор она состарилась и уже не смогла обрести былую красоту и молодость, хотя постоянно пыталась сделать это, питаясь душами людей, которые в уплату за помощь поставляла ей богиня смерти Мара.

Станем ягами!

Баба-яга, ты кто такая?Есть ещё одна любопытная версия, согласно которой ягизм — основа ведического мировоззрения Древней Руси. В то время ягами звали не только женщин, но и мужчин. По представлениям наших далёких предков, у человека имеется семь оболочек, или тел: физическое, чувств, эмоций, мыслей, привычек, характера (души) и духа. С каждой из этих оболочек работала своя яга («йога» на санскрите). Любой человек мог выбрать для себя приемлемый ягический путь, каждому из которых соответствовала своя методика совершенствования. Существовало семь яг — индивидуальных творческих путей. Каждой из этих яг соответствовал свой бог. Имена этих богов частично сохранились в санскрите и древнерусском языке.

А вы знали об этом?  Фатимские видения Божией Матери

Первый путь, которым шли яги, — это совершенствование своего тела (Леля-яга),
Второй — развитие чувств (Желя-яга),
Третий — работа над эмоциями (Таня-яга),
Четвёртый — над мыслями (Радегаст-яга),
Пятый — над поступками (Троян-яга),
Шестой — это преобразование своего характера — души (Кострома-яга),
Седьмой — овладение морально-нравственными принципами и правилами, которые созидают дух (Семаргл-яга).

Последний путь — самый эффективный, поскольку включает в себя все предыдущие. Причём мы видим, насколько у древних была логична такая последовательность оболочек. Чувства (ощущения) могут преобразить тело (например, ощущение невесомости снижает вес тела, а чувство мышечной силы вызывает рост мышц). Эмоции обостряют органы чувств и способны вызвать в них изменения, мысли способны вызывать или, наоборот, гасить эмоции. Привычки (характер), определяющие события в нашей жизни, вызывают конкретную направленность мысли. В свою очередь, душа, представляющая собой моральные принципы, может управлять нашими привычками и событиями в жизни. Наконец, дух, состоящий из ценностей, управляет моральными принципами.

Любой поступок человека, идущий в противовес  моральным принципам, не остаётся безнаказанным: если ты забираешь — у тебя заберут; если ты отдаешь — тебе отдадут; если ты бездействуешь — тебе не сделают; если ты разрушаешь — тебе разрушат; если ты создаешь — тебе создадут. С чего начнешь — тем и кончишь, и если ты сам не стал свидетелем воздаяния, его воспримут твои дети и внуки.

По одному из этих семи путей, известных с древности, может идти любой современный человек, стремящийся к самосовершенствованию. Именно этими принципами руководствуются индийские йоги. Таким образом, ягой может стать любой из нас — были бы желание и воля!

Понравилась статья?

Оцените! Поддержите проект!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Будьте первым.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *