Адвентисты Советского Союза
Люди

Адвентисты Советского Союза

Сады России

Советский Союз официально считался атеистическим государством. Такое положение было закреплено в его Конституции. А это значит, что представителям традиционной православной церкви и иных религиозных течений приходилось или вставать на путь открытой конфронтации с властями, или искать какие-нибудь более или менее приемлемые способы сосуществования с ними. Среди тех, кто пытался с переменным успехом приноровиться к новым реалиям, оказалась и секта адвентистов седьмого дня.

Краткие основы вероучения

Возникшее во второй половине XIX века в США движение адвентистов седьмого дня, как и менее известных евангелических адвентистов, адвентистов грядущего века и т.д., было одним из ответвлений протестантизма. Основным постулатом его учения считается вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа. Подобно многим реформаторским течениям адвентисты призывают вернуться к чистым идеалам первых христианских общин.

Соответственно в качестве священных книг они признают только Ветхий Завет и Новый Завет, решительно отвергая все последующее священное предание. Вместо него зачастую на первый план выдвигаются так называемые пророчества американки Елены Уайт, которую наряду с Уильямом Миллером считают одной из основательниц секты.

Существуют и другие различия с православной и католической церквями. К примеру, адвентисты особо истово почитают Четвёртую заповедь, признавая священным днём недели субботу, а не воскресенье. Ещё они не придают никакого значения абсолютному большинству традиционных христианских праздников, таких как Рождество, Пасха, Троица и др. Таинство крещения, по адвентизму, существует, но оно наполняется совсем иным смыслом, поскольку совершается не над младенцем, а над взрослым человеком, уже отдающим отчёт в своих действиях.

Не признаётся также учение о бессмертии души и понятие рая и ада. По мысли адвентистов, Иисус Христос, вернувшись на Землю, воскресит только праведников, которые и войдут в его тысячелетнее царствие. Грешники же так и останутся мёртвыми и не будут вечно мучиться в геенне огненной.

А вы знали об этом?  Никита Хрущев: жизнь с фальшивыми документами

Таковы теоретические установки. В обыденной жизни адвентисты наиболее последовательно отстаивают положение о десятине. То есть любой верующий должен отдавать десятую часть своих доходов на нужды общины. В буквальном смысле. Как с негодованием отмечал знаменитый советский сектовед А.В. Белов: «Известны случаи, когда некоторые пресвитеры взимали с верующих женщин даже десятую часть алиментов, которые те получали на своих детей!».

История проникновения в Россию

На территорию Российской империи адвентизм седьмого дня проник в самом конце XIX века. Причём сначала распространился только среди немецких колонистов, но так продолжалось недолго. Постепенно новое учение стало находить приверженцев и в чисто русских деревнях. В 1906 году адвентисты даже удостоились чести быть отмеченными в специальном циркуляре тогдашнего министра иностранных дел Петра Столыпина.

Store77

Согласно этому документу им, наряду с сектой баптистов, разрешалось открыто исповедовать своё вероучение и организовывать собственные молельные дома. Не особо изменилась ситуация и в первое время после Октябрьской революции. Большевики, ещё чувствуя свою слабость, поначалу охотно шли на сотрудничество со всевозможными сектантами, видя в них естественных союзников в борьбе с православной церковью.

Несколько пафосно это провозглашалось в одной из прокламаций советского правительства: «Рабоче-крестьянская революция сделала своё дело. Все те, кто боролся со старым миром, кто страдал от его тягот, сектанты и старообрядцы в их числе, — все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!» Пару лет выходила даже газета «Рассвет», предназначенная исключительно для сектантов. Её, впрочем, довольно быстро прикрыли. И лишь впоследствии началась беспощадная борьба со всеми формами религии.

Непростые взаимоотношения с властями

Не миновала чаша сия и адвентистов седьмого дня. Хотя, надо отдать им должное, проповедники этого учения всегда стремились к конструктивному диалогу с любой властью, признавая, что она — от Бога. Недаром, невзирая на все пацифистские заверения, адвентистам отнюдь не возбранялось служить в армии. И всё же при желании повод для репрессий можно найти. Не говоря уже о явно вопиющих случаях. К таковым можно смело отнести историю, произошедшую в 1959 году в закарпатском селе Люта.

А вы знали об этом?  Ох уж эта середина лета

В один из январских дней на его улицах появилась процессия одетых в белые балахоны людей, распевавших псалмы и воздевавших руки к небу. Оказалось, что пресвитер местной адвентистской общины Ю. Шеба именно на тот день назначил срок второго пришествия Иисуса Христа. Но, похоже, не угадал. Спасителя в Закарпатье так и не дождались. Разумеется, подобное вызвало негативную реакцию со стороны официальных властей. Хорошо хоть, что время было относительно мягкое. При «отце всех народов» все могло закончиться куда хуже.

Периодически в советской прессе публиковались и гневные филиппики в адрес адвентистов: в разгар посевной они отказывались выходить на работу в субботу. Однако в остальном, если не брать в расчёт соблюдение главной (Четвёртой) заповеди, адвентисты считались хорошими работниками. Во-первых, они практически не пили, во-вторых, культивировали положительный взгляд на труд и его результаты. Например, в селе Сухоливы Белоцерковского района тогдашней УССР работал даже сектант-передовик. Взятые на себя обязательства перевыполнить план он заканчивал фразой: «Выполню, если поможет Бог». Вот и вся сектантская установка!

В свете реалий советской поры

Если говорить серьёзно, попытки примирить учение адвентизма с господствовавшей коммунистической идеологией предпринимались неоднократно. Так, одно время во многих общинах имела хождение рукопись проповедника А.В. Демидова «Голос протестантского Запада». Красной нитью в ней проходит мысль о необходимости понять коммунистов и работать вместе с ними на благо общества. Не забывая при этом и о своей исторической миссии: «Мы не сможем переубедить ту громадную, массу людей, которые, отвернувшись от Христа и его евангелия, идут к поставленным человеческим разумом целям переустройства мира без Бога и его указаний. Они и дальше будут идти тем же путём и не отстанут от задуманного. Но апостол имел в виду «спасение по крайней мере некоторых…» (1 Коринфянам, 9,22)».

А вы знали об этом?  Причудливые похороны умерших

Уже из приведённой цитаты видно, что адвентисты совсем не склонны огульно отрицать все достижения научно-технического прогресса. Впрочем, и понимают они их весьма оригинально. В качестве примера можно привести версию второго пришествия, записанную в Липецкой области от сектанта П. Анохина: «Пришествие Иисуса Христа примерно будет с появления созвездия Орион. Исайя об этом упоминает очень немножко, но даёт понять. Иисуса Христа пришествие увидят первые наши учёные, которые смотрят через большие телескопы. Им представится первая возможность увидеть его. Они первые бросят свои трубки и не будут знать, куда бежать. Иисус Христос появится сначала таким чёрным пятном, идущим от созвездия Орион».

И всё же в 60-е и 70-е годы прошлого века Советский Союз наверняка казался адвентистам твердыней, бороться с которой бессмысленно. И неожиданный крах его мог быть воспринят ими как самое настоящее чудо. Словно ожили времена ветхозаветных пророков, предрекавших погибель Вавилону, «городу крепкому». Да и апокалиптическое «Откровение Иоанна Богослова» не зря являлось любимой библейской книгой адвентистов. Что поделаешь. Любая эпоха социальных потрясений, неизбежно влекущая за собой страх перед будущим и неуверенность в завтрашнем дне, волей-неволей побуждала людей искать утешение в вере. И не только в традиционной. Отсюда и резкий всплеск возникновения всевозможных новых религиозных культов.

Читай-город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *